Сергей Цивилев: наша задача — обеспечить качество и регулярные поставки угля в другие страны
10 сентября 2019 Общество
В областной администрации прошло совещание по вопросам перевозок угля железнодорожным транспортом. В нем приняли участие представители Минэнерго, Минэкономразвития РФ, ОАО «РЖД», Правительства Кузбасса, угольных и операторских компаний, банков.
Губернатор Сергей Цивилев напомнил, что правительство региона и «РЖД» договорились о ежеквартальном подведении итогов работы в области перевозки угля.
«Кузбасс сегодня объединяет всю угольную отрасль страны. А успех угольной отрасли напрямую зависит от успешной работы РЖД, и наоборот, так как угольная отрасль — значительная часть грузового оборота РЖД. Сегодня наша задача — подвести итоги предыдущего квартала, поставить задачи на следующий. Мы подведем предварительные итоги за год, составим план на будущий год. Мы должны научиться совместно работать и совместно решать общие задачи, принимать вызовы, например, падение мировых цен на уголь», — сказал губернатор.
Заместитель губернатора Андрей Панов отметил, что предыдущее подобное расширенное совещание на тему перевозок угля железнодорожным транспортом было проведено 13 июня 2019 года в Правительстве Кузбасса. Вскоре был установлен понижающий коэффициент 0,9259 к железнодорожному тарифу на экспортные перевозки энергетического угля в направлении припортовых станций Северо-Кавказской железной дороги. Данное решение было направлено на создание условий для перенаправления части перевозок с перегруженного Восточного направления в сторону портов юга России, где имеются резервы пропускной способности. Также Союз операторов железнодорожного транспорта в РЖД направил предложения по повышению эффективности использования вагонов и ускорению их оборота. Среди них увеличение маршрутизации перевозок, возврат к технологиям формирования прямых отправительских маршрутов, переход к технологии, допускающей оформление вагонов группами без потери универсальности в переадресовке, упразднение платы за переадресовку вагонов, совершенствование информационных систем учета.
Операторские компании заявили о снижении в последние месяцы стоимости услуг на предоставление полувагонов для перевозки грузов: в июле 2019 года стоимость услуг составила 1400-1600 рублей в сутки и снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года до 20 %, по ряду компаний стоимость услуг составила 1200 рублей в сутки. По информации Ассоциации морских торговых портов, гибкая политика формирования тарифов на перевалку угля проводится и стивидорными компаниями.
Минэнерго России в Правительство Российской Федерации направлено предложение о целесообразности продления действия понижающего коэффициента к тарифу 0,9259 на экспортные перевозки энергетического угля в направлении припортовых станций Северо-Кавказской железной дороги до конца текущего года. Правление ОАО «РЖД» поддержало данное предложение.
Также в ОАО «РЖД» направлены предложения угледобывающих компаний: ввести мораторий до конца 2025 года на рост тарифов, открыть новые транспортные коридоры на восток и восстановить пункт пропуска через границу России в КНР, рассмотреть внедрение новых технологий торможения грузовых поездов при смене локомотива.
Губернатор Кузбасса напомнил, что в августе прошлого года в областной администрации прошло заседание топливно-энергетической комиссии под руководством президента Владимира Путина. Тогда было принято решение о развитии дальневосточного полигона РЖД для увеличения экспорта на азиатско-тихоокеанский рынок, расписана программа, предусматривающая увеличение провозных мощностей на Восток. Но к сожалению, в первой половине 2019 года прироста в восточном направлении не получилось. Поэтому Правительство Кузбасса и РЖД подписали соглашение, в рамках которого РЖД обязуются с сентября обеспечить годовой прирост за 2019 год не менее 3 % по отношению к 2018 году. «Это значит, что за оставшиеся 4 месяца мы должны прирастить 7 % плюсом, чтобы компенсировать провал первых полгода. Нам необходимо это обсудить, состыковать все наши планы, чтобы избежать потерь угольных компаний», — подчеркнул губернатор.
Как отметил Цивилев, восточные страны, например, Япония заинтересованы в поставках угля из России, но при соблюдении двух условий: стабильность поставок, соответствующее качество угля. «Те мероприятия, которые мы проводим сегодня в угольной промышленности, позволят обеспечить качество угля, отправляемого на экспорт. Сегодня надо решить вопрос с объемом поставок. Нам важно наладить поставку угля в восточном направлении. Это обеспечит конкурентоспособность Российской экономики на азиатско-тихоокеанском рынке», — сказал губернатор.
Заместитель генерального директора – начальник Центра фирменного транспортного обслуживания – филиала ОАО «РЖД» Алексей Шило напомнил, что в июле 2019 года ОАО «РЖД» временно отменило «экспортную надбавку» на перевозки энергетического угля в направлении припортовых станций Северо-Кавказской железной дороги. Данное решение было направлено на создание условий для переключения части перевозок с перегруженного Восточного направления в сторону портов юга России, где имелись резервы пропускной способности. «Мы проанализировали ситуацию за 2 месяца по перевозке угля в направлении портов Юга. И объемы по сравнению с периодом до предоставления скидки выросли на 30%. Поэтому в августе принято решение о продлении скидки до конца года. Мы предложил использовать незагруженные направления для увеличения объемов отгрузки угля из Кузбасса», — сказал Шило.
Как отмечают в департаменте угольной промышленности, ключевым условием внедрения механизмов взаимной ответственности является действие долгосрочных тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Так необходимо определить срок действия долгосрочных тарифов. При этом одновременно должны быть сформированы действенные механизмы контроля над реализацией утвержденных инвестиционных проектов ОАО «РЖД».
По информации пресс-службы администрации Кемеровской области.