Деревья, лошади и шаманы Александра Арбачакова (сюжет)
17 января 2014 Культура
В Новокузнецком художественном музее открылась выставка фотографий Александра Арбачакова. Признанный фотохудожник и защитник сибирской тайги представил работы, знаковые для любого шорца. Это снимки деревьев и лошадей – чрезвычайно важных для шорской культуры, а также портреты хранителей этого наследия.
[jwplayer mediaid=”95088″]
Последний шорский кайчи умер несколько лет назад. Его портрет Александр Арбачаков сделал в одной из экспедиций. Тогда же появились снимки шаманов, которых тоже почти не осталось. Есть один настоящий, да вот беда – стал жертвой религиозной секты. Сжёг свой бубен и больше не камлает. Хранители обычаев и традиций учеников не оставили. Так что фотографу пришлось стать своеобразным летописцем своего народа.
Вот его первые снимки, сделанные в конце 1970-ых годов. Спустя десятилетие уже виден почерк мастера, наблюдающего за сменой поколений. А это – современный портрет жены Любови Арбачаковой, художницы, учёного и соратника. Вместе они собирают и фиксируют наследие предков. Из материальной культуры сохраннее всего оказались лошади. В родной Усть-Кабырзе у Арбачакова даже есть прикормленные модели: сами подходят фотографироваться.
Александр Клещевский, куратор выставки: «Я, как человек городской, я просто не видел таких лошадей. Они, как люди, со своими эмоциями, чувствами».
Если конь – это продолжение шорца, то дерево – центр его мироздания. Формируя выставку, автор не мог не отдать должное тому, что даёт пищу, кров, тепло, да ещё – обладает сакральным смыслом.
Александр Арбачаков, фотохудожник: «Если вы знаете наши обычаи – в особых местах мы повязываем особые ленточки, они повязываются обязательно на берёзу. Поэтому если вы видите какой-то куст рябины с этими ленточками – это совершенно неправильно, нарушение всех канонов».
Сегодня осталось не больше 1 тысячи шорцев, говорящих на родном языке. Сам Арбачаков стыдится того, что английским владеет лучше, чем шорским. И всё-таки рук не опускает. Тем более, поводы для оптимизма есть. Недавно шорская девушка обнаружила у себя симптомы шаманской болезни. А это – явный дар общения с духами.