Искусство из первых уст (сюжет)
8 ноября 2013 Культура
В Новокузнецке стартовал просветительский проект «Искусство из первых уст», не имеющий аналогов за Уралом. Это цикл лекций по истории искусства. Своими знаниями поделятся искусствоведы и коллекционеры из Санкт-Петербурга. В том числе и сотрудники Эрмитажа. Лекции предполагают форму диалога со слушателями и будут проиллюстрированы не только видеоматериалами, но и подлинными произведениями искусства.
[jwplayer mediaid=”90269″]
«Вот эта лама, несмотря ни на что, очень гармонична. Она проще, она не раскрашена, но это действительно предмет искусства. Поэтому я сегодня её и привёз».
Эта лама и стала первым экспонатом в коллекции Павла Абрамова. Она виновата в том, что инженер превратился в искусствоведа. Очень уж ему хотелось как можно больше узнать об истории затейливых вещиц, которые коллекционер щедро раздаёт галереям – для выставок и в подарок. Новокузнечанам он привёз не только произведения в стиле ар-деко, но и лекцию о нём. 15 слушателей – это максимальный состав группы – нашлись быстро. Спросили только: можно ли снимать во время урока?
Ксения Крупская, организатор проекта: «Мы сразу вышли на Павла, сразу уточнили этот вопрос. Он был только рад, потому что эта лекция останется не только в подсознательном, но и будет зафиксирована на каких-то носителях».
Сколько продлится урок, лектор не знает. Говорит, как пойдёт, ведь в каждом экспонате история людей. По одним только часам в стиле ар-деко можно судить о нравах. Вот первые наручные часики для женщин. Ещё 100 лет назад дамы носили их на цепочке, неприлично было при спутнике смотреть на циферблат. Вот роскошные коктейльные часы, для похода в бар вообще без мужчины, в 20-ые годы это стало возможным. А назначение этого шедевра не сразу и поймёшь.
Павел Абрамов, историк искусства (Санкт-Петербург): «Это часы-брошь. Причём, они висят, грубо говоря, вверх ногами. Часы-брошь появились во время Первой мировой войны, когда множество женщин стало работать в госпиталях, а медсестре нужно было держать руки чистыми. Поэтому появились часы для медсестёр, которые находились на платье».
Парадно-вычурное искусство ар-деко родилось и умерло в Европе между двумя мировыми войнами. Но успело прижиться и на русской почве – в архитектуре, винтажной одежде и фарфоровых статуэтках. Да и появился ар-деко благодаря дягилевским сезонам в Париже, но это уже тема следующей лекции.