«Шахтерский словарь»: страница № 3 (сюжет)
21 августа 2015 День шахтера
Накануне профессионального праздника горняков мы продолжаем листать «Шахтерский словарь». И одна из важнейших его страниц – это горноспасательное дело. Ведь поначалу в добровольные спасательные дружины набирали именно шахтёров, самых опытных и выносливых.
ЮЛИЯ ТРИФОНОВА, корреспондент: «История горноспасательного дела в России началась в конце 19 века. С этого времени на угольных шахтах России начинают создавать первые дружины, которыми руководили горные инженеры-энтузиасты. Необходимость создания таких отрядов обуславливалась все возрастающим количеством аварий и катастроф, происходящих на шахтах. Первая спасательная станция на востоке России была открыта в 1907 году на Анжерских «казенных» копях».
И много лет назад и сейчас главная задача горноспасателей – в любой момент оперативно отреагировать на сигнал тревоги. «БОЙСЯ!» – кричат шахтёры при опасности. Предположим, если полетел ОРЁЛ. Это значит, что оборвался канат и вагонетка, которую он удерживал, устремилась вниз с огромной скоростью, круша все на своем пути. У каждого добытчика черного золота есть своя КАСТРЮЛЯ, или БАНКА, или ВЕДРО. Это индивидуальное средство защиты органов дыхания, а проще – самоспасатель. Он должен быть у каждого шахтёра. У горноспасателей есть газозащитный респиратор. Из-за этого ранца шахтёры называют их ЧЕРЕПАХАМИ. В этих панцирях – чистый кислород, дышать которым не очень полезно для здоровья.
[jwplayer mediaid=”127692″]
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВ, начальник оперативно-технического отдела новокузнецкого филиала ВГСЧ ФГУП МЧС России: «Кислород, как известно сильнейший окислитель, после отработанной смены человеку будет трудно сходить в туалет. Доктора думали, как помочь горноспасателям, и чтобы не применять лекарство, стали выдавать в столовых перед сменой и после смены по стакану сметаны. Шахтеры, видя это, но, не зная для чего это, поэтому называют горноспасателей СМЕТАННИКАМИ».
Аварийные ситуации в разных городах одного региона именуют по-разному: ТАЙФУН, ОБВАЛ, СВАДЬБА. Но за каждой ЧС – человеческие жизни. Их спасение требует высокой профессиональной и физической подготовки оперативного отряда.
Знание горного дела для спасателя – необходимость. Он обязан изучать подземные маршруты, ориентироваться в них практически с закрытыми глазами. Именно поэтому так много времени горноспасатели уделяют тренировкам. Отработке различных чрезвычайных ситуаций помогают тренажеры. Например, камера с 80-процентной влажностью воздуха и температурой – 40 градусов. В этих условиях нужно не просто выжить, а поднимать груз, причём в противогазе. Кроме того, здесь есть специальные учебные шахты. Это сооружения, где полностью имитируются подземные условия. А все этапы спасательной операции можно разобрать, что называется, от и до. У горноспасателей тоже есть меткие выражения, которые несведущим покажутся как минимум странными. К примеру, горноспасатели могут не хуже любого травматолога НАЛОЖИТЬ ГИПС.
ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВ, начальник оперативно-технического отдела новокузнецкого филиала ВГСЧ ФГУП МЧС России: «Это выражение пошло с тех пор, когда возводились взрывоустойчивые гипсовые перемычки. Для того чтобы обезопасить и не получить дальнейшее распространение пожара по горной выработке, возводились гипсовые перемычки. Гипс смешивался в специальных агрегатах, которые назывались монолитами, и подавался по рукавам. При неожиданном отключении электричества или воды проходило схватывание рукавов. Поэтому рукава загипсовывались. Сейчас возводятся перемычки из современных материалов, а слово так и осталось: ЗАГИПСОВАТЬ».
Но часто спасателям и вовсе не нужны слова. В экстремальной ситуации в шахте специалисты работают в масках, обмен информацией возможен только посредством специальных жестов и сигналов. И без полного доверия здесь не обойтись. Именно поэтому и шахтеры, и горноспасатели делят людей на своих и чужих. Об истории праздника, который объединяет представителей мужественной профессии в следующей главе «Шахтёрского словаря».