«Новокузнецк главный»: куда посторонним вход воспрещён (сюжет)
19 июля 2013 Все новости
Каждый четверг в нашем эфире – рубрика «Новокузнецк главный». Её авторы – Юлия Костина и начальник железнодорожного вокзала Ирина Костик. Они рассказывают историю становления новокузнецкого подотдела кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги. Сегодня мы вместе с ними зайдем в двери с надписью «посторонним вход воспрещен».
[jwplayer mediaid=”82950″]
Ирина Костик, начальник железнодорожного вокзала «Новокузнецк»: «На железной дороге – железная дисциплина. Неудивительно, ведь каждый объект – стратегически важный. Присутствие съемочной группы – только по письменному разрешению, фото- и видеосъёмка запрещена. Поэтому то, что мы вам покажем – эксклюзив. Обычно сюда посторонним вход запрещен».
Это станция «Новокузнецк-пассажирский». Так называют ее между собой железнодорожники, да и большинство пассажиров. На станции стоят здания вокзалов, как дальнего, так и пригородного сообщения. Но это не самое главное, «Новокузнецк-пассажирский» – это пути.
Ежедневно по станции проходят порядка 70 поездов – больше, чем в каком-либо кузбасском городе. Жизнь здесь кипит круглосуточно. Составители отцепляют вагоны, формируются новые поезда, кто куда поедет, на какую платформу, через сколько – всем этим руководят диспетчеры.
Антон Чернышов, начальник станции «Новокузнецк-пассажирский»: «Без дежурного аппарата ни одна подвижная единица не тронется, потому что дежурный по станции осуществляет переговоры с машинистами поездов, с дежурными по станции соседних поездов».
Вот они – главные сотрудники станции, которые руководят всем движением. Дежурный по станции, маневровый диспетчер, операторы круглосуточно несут вахту около табло – только они разбираются в маршрутах, постоянно меняющихся цветных лампочках: вот поезд идет, а вот уже покинул участок. 30 лет на этом месте отработал почетный железнодорожник Евгений Проводов.
Евгений Проводов, Почетный железнодорожник: «Профессия уникальная – как машинист, так и поездной диспетчер. Он в ответе за безопасность и эффективность. На ум приходят стихи:
“Кто громче всех в отделении стучит и топает ногой,
Вечно нервный, вечно злой – то диспетчер поездной”.
Потому что работа такая, затягивает, 12 часов смены пролетают, как мгновение».
А это центр станции «Новокузнецк-пассажирский» – релейное помещение. Каждый из контроллеров и рычагов отвечает за перевод стрелок, открытие сигнала, работу светофоров и так далее. Все это находится под круглосуточным присмотром бригады электромехаников.
Сергей Шабалин, старший электромеханик цеха станции «Новокузнецк-пассажирский»: «По большому счету, релейная – это сердце станции, при её остановке встанет движение, и могут быть непредвиденные последствия».
Релейное помещение станции «Новокузнецк-пассажирский» уникальное, дата выпуска – 1967 год. Такого по долголетию нигде больше нет. Всё и сейчас исправно работает, но скоро обещают реконструкцию: всё будет по последнему слову техники, например, микропроцессорная система управления.
А это работа уже другой станции – тоже Новокузнецк, но Восточный. Есть такая остановка на электричке, но сама станция совсем не пассажирская. Ее задача – работа с грузами: уголь, зерно, нефтепродукты, автомобили. Построили станцию больше 50 лет назад, чтобы обрабатывать Абагурскую аглофабрику.
Александр Санников, главный инженер станции «Новокузнецк-Восточный»: «Все станции – главные, немаловажная роль и у “Новокузнецка-Восточного”. Станция по характеру является грузовой, с большими объемами сортировочных работ. На станции в сутки происходит порядка 400 грузовых операций – как погрузка, так и выгрузка».
Вот привычная работа – на станцию «Новокузнецк-Восточный» пришел состав самых разных грузов и на самые разные направления: 3 вагона на Барнаул, 4 – на Красноярск, 1– на местный завод. Сейчас диспетчеры решают, что и на какой путь отправить. Главное на «Восточной» – механизированная горка, которую построили несколько лет назад. Закатываются вагоны на горку тяжело, их толкает тепловоз, а вот скатываются легко, только успевай тормозить, благо всё делается автоматически.
Александр Санников, главный инженер станции «Новокузнецк-Восточный»: «В сутки станция перерабатывает около 2,2 тыс. вагонов, если бы всё это работало вручную, как раньше, то не больше 500».
Не так давно по-новому отстроенная, станция «Новокузнецк-Восточный» удивляет комфортом и, если хотите, эстетикой. Даже пульт диспетчеров – самый современный, огромный и поражает масштабностью. И ведь не случайно станция «Восточная» – самая крупная по сортировке грузов в Кузбассе – вот и получается, что Новокузнецк всё-таки главный.
Ирина Костик, начальник железнодорожного вокзала «Новокузнецк»: «Еще одна важная часть новокузнецкой железной дороги – вокзал дальнего следования. Стройка продолжается, до открытия осталось совсем чуть-чуть. Мы вместе с вами ждем этого события. Вокзал будет красивым, удобным, современным. На главной стройке мы побываем на следующей неделе».
Фома
Брешет баба, что фото и видеосъёмка железной дороги запрещена. Запрет на съемку содержался в «Правилах перевозок пассажиров и багажа по железным дорогам Союза ССР». Эти правила были отменены приказом МПС №44 от 14 октября 2002 г. Однако, до сих пор многие работники ОАО считают их действующими, а на некоторых официальных сайтах отделений РЖД встречаются цитаты из этого документа о запрете съемок. Запрет на съемки железнодорожных объектов есть в «Положении о проведении теле-, видео-, кино-, и фотосъёмок на объектах инфраструктуры общего пользования, принадлежащих ОАО „РЖД“", утвержденном Распоряжением ОАО РЖД №1693p от 12 марта 2004 г. Однако, РЖД может устанавливать какие-то правила только для своих работников, поэтому нет никаких оснований заставлять выполнять этот документ посторонних лиц.