IMG_20241109_171819_253
IMG_20241109_171819_253
previous arrow
next arrow

«Новокузнецк главный»: военная страница (сюжет)


Каждый четверг мы рассказываем новую историю из жизни железной дороги. Документальные факты, комментарии краеведов и тех, кто непосредственно связал свою судьбу с профессией железнодорожника. Сегодня – военная страница.

[jwplayer mediaid=”81973″]

Ирина Костик, начальник железнодорожного вокзала «Новокузнецк»: «Здравствуйте! Мы продолжаем рассказывать вам историю “Новокузнецка главного”. Знали ли вы, что железная дорога Сталинска в годы войны перевозила не только заводы и театры, но и везла в тыл раненых бойцов. Вот такая – железная дорога жизни».

К началу Великой Отечественной войны новокузнецкий отдел представлял из себя уже серьезное предприятие. Построено локомотивное депо, где ремонтировали вагоны, большое здание вокзала. Грузовые составы и пассажирские поезда ходили даже до Москвы. Хотя везде работали паровозы, к концу 30-ых годов уже был электрифицирован первый в Сибири железнодорожный участок «Белово–Новокузнецк». А с первых дней войны в Сталинск стали приходить военно-санитарные поезда с тяжелоранеными бойцами. Всего же в городе дислоцировалось 11 эвакогоспиталей. Один из них – самый большой – работал в здании школы, ныне это педагогическое училище № 2. Сейчас здесь – парк и стоянка, а когда-то тут выгружали раненых.

Петр Лизогуб, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея: «Со станции “Новокузнецк” была кинута ветка. Эти дома были построены после войны, школа была построена на пустыре».

Без сомнения, огромный вклад в победу внес «Кузнецкий металлургический комбинат»: в кратчайшие сроки здесь освоили производство броневой стали, из которой была сделана половина всей военной продукции страны. На металлургическом производстве работали все неушедшие на фронт. В военные годы даже женщины освоили железнодорожные специальности, есть среди них и свои легенды.

Наталья Степанова, директор научно-технического музея им. И. П. Бардина: «Людей не хватало, работали женщины. Как тут не вспомнить Екатерину Ищенко – когда на скрапной двор привезли паровоз, его отремонтировали, и она перевезла тысячи грузов. Не было ни одной аварии».

Железная дорога везла и уголь. Шахтеры увеличили добычу коксующихся углей – это спасло от «топливного голода» металлургию страны. Сталинск в военные годы принял 55 эвакуированных промышленных предприятий из европейской части. В тыл по железной дороге везли Московский театр оперетты и новосибирский театр «Красный факел». Один из ветеранов железной дороги, Василий Дмитриевич Галкин, пришел работать на станцию «Новокузнецк» как раз в тяжелые послевоенные годы.

Василий Галкин, начальник Новокузнецкого пассажирского вагонного депо (1961–1989 гг.): «Холод, голод, страшно. Такое впечатление, что все время хочется кушать. Что интересно, в обед давали 50 г водки».

Еще одна военная история – наши бронепоезда. В новокузнецком депо в разгар войны (в 1942 году) собрали несколько поездов, обшитых кузнецкой броней. Они назывались «Советская Сибирь», «Сибиряк», «Железнодорожник Кузбасса». Сегодня осталась редкая вырезка из газеты о героических подвигах на фронте бронепоезда «Металлург Кузбасса». А локомотивное депо много лет назад установило памятник своим ветеранам – 27 фамилий локомотивщиков, погибших на войне. Железная дорога отдала войне и своих героев.

Ирина Костик, начальник железнодорожного вокзала «Новокузнецк»: «Сейчас по станции “Новокузнецк” ежедневно проходят 70 пар поездов, как пассажирских, так и грузовых. Ведут их электровозы. А ведь история железной дороги начиналась с паровозов. История подвижного состава – от паровоза до электровоза – в нашей рубрике на следующей неделе».

10 смотри онлайн 1100 х 167 баннер 2023
10 смотри онлайн 1100 х 167 баннер 2023
previous arrow
next arrow


Оставить комментарий