Последние свидетели военного лихолетья (сюжет)
15 апреля 2013 Все новости
Одному их старейших Советов ветеранов Новокузнецка исполнилось 40 лет. Организация Кузнецкого района своим подопечным регулярно помогает и не даёт скучать – то концерты устроит, то выезд на природу. В районе сейчас проживает больше 11 тыс. ветеранов войны, труда, вооруженных сил. Из них Великую Отечественную прошли 65 человек, тружеников тыла – больше 450. Своими воспоминаниями они часто делятся со школьниками.
Анастасия Андреевна четверть века стояла во главе районного совета ветеранов. Вместе с Дмитрием Николаевичем в школах Кузнецкого района они – частые гости, несмотря на почтенный возраст: в ноябре ей исполнится 90 лет, Дмитрий Жуков всего на год младше. Они учились в школе, когда началась война. Анастасия Жирнова узнала об этом, едва только их класс вернулся с ночных гуляний после выпускного бала.
Анастасия Жирнова, труженица тыла: «Конечно, это многое перевернуло в нас. Мы все рванули в военкомат. В первые 3 дня из Новокузнецка ушло 1 360 добровольцев, в том числе и 19 наших мальчиков. Вернулся из них только 1».
Девушек тогда не взяли. Анастасия Жирнова пошла работать на «КМК», сначала – чернорабочей. Параллельно ходила на курсы токарей. Когда в Сталинск эвакуировали завод из Днепропетровска, помогала строить корпуса для новых цехов.Потом на «КМК» вчерашняя школьница выпускала снаряды для фронта. А ночью, именно в это время в город приходили составы с ранеными, молодые девчонки помогали доставить их в госпиталь, постирать бинты, сделать перевязку. Удивительно, но в этой круговерти дел сил хватало и на участие в художественной самодеятельности, и на походы в кино.
Анастасия Жирнова, труженица тыла: «У нас была смена с 12 дня до 12 ночи. Мы перевыполняли норму и в 23:45 просили мастера отпустить нас в “Коммунар”. Шли пешком, на ногах были ботинки на деревянной подошве».
Она и курсы сандружинниц окончила. Уже пришла повестка, но накануне отправки на фронт, выполняя срочный заказ, Анастасия Андреевна получила серьезную травму и осталась в тылу. Из тех, с кем училась, на фронт ушли 29 девушек, в живых остались лишь 4. В том же 1942 году под Сталинградом свое первое боевое крещение принял Дмитрий Жуков.
Дмитрий Жуков, ветеран Великой Отечественной войны: «В то время так говорили: “Сутки прожил – слава богу!”».
О своем знании немецкого языка Дмитрий Николаевич отзывается скромно. Но из-за него молодой рядовой, прибывший в разрушенный, но не сдающийся Сталинград, оказался в особом полку НКВД. В 1943 году он своими глазами видел, во что превратилась некогда мощная армия Паулюса. Тогда впервые в сердце поселилась уже не просто вера – уверенность в победе.
На подобных встречах для Дмитрия Николаевича очень важно донести правду о самой страшной войне. Попытки исказить историю отзываются болью в сердцах ветеранов. Последние свидетели военного лихолетья и сейчас ведут свою битву, не столь очевидную, как прежние, но не менее важную. Битву за память, которая должна жить в будущих поколениях.