Уроки любви к Родине (сюжет)
1 февраля 2013 Все новости
А знаете ли вы, как найти север и юг без компаса, стоя на пр. Металлургов? Разряд по спортивному ориентированию для этого не нужен – достаточно просто знать историю своего города. Так уж случилось, что краеведение как предмет в сегодняшних школах пришлось не по двору, но нужно ли оно детям?
В каком году приезжал в наш город Маяковский?! Только знающий историю своего края может с уверенностью ответить – поэт здесь никогда не был, а ставшие крылатыми слова написал под впечатлением от рассказов очевидцев. Да и мало ли других интересных фактов связано с тем привычным, что окружает нас каждый день?
Руслан Шаяхметов: «На уроке краеведения я узнал о том, что количество солнечной радиации, то есть солнечного света, которое попадает на наш край – такое же, что и в Сочи, курортной столице нашей России!».
Школа № 26 по-своему уникальна – краеведение здесь включено в образовательную программу как предмет. А значит, преподаётся по специально разработанной системе в специально отведённые часы. Конечно, ради этого педагогам пришлось оторвать какое-то время от изучения других предметов, но в правильности этого подхода они не сомневаются.
Елена Коренева, учитель географии школы № 26: «Наши ребята должны любить свой город, любить свой край, свою Родину. Они должны быть патриотами. А как им гордиться своей страной, если они не знают даже истоки – где они родились на свет и где сейчас растут».
В школе № 97 предмета «краеведение» нет, но есть «окружающий мир». Детям рассказывают обо всём интересном и важном, что происходит вокруг. Возят на экскурсии туда, где сами они даже с родителями вряд ли смогли бы побывать. Недавно, например, ездили в новокузнецкий аэропорт.
Михаил Рощупкин: «В аэропорте нам рассказывали про ангар, где ночует самолёт. Что с ним делают, чинят, как взлетает. В самолёт разрешали заходить – чуть-чуть позволили побыть пилотами».
Не забывают педагоги и об истории своего города, а помогают им в этом работники библиотеки «Согласие». Сегодня вот позвали школьников в гости и устроили для них «час краеведения», приготовив «на сладкое» интересную викторину и, конечно, призы для самых внимательных и любознательных.
Лариса Ролева, заведующая библиотекой «Согласие»: «С этими детьми мы работаем с 1-го класса уже 4 года. Мы очень с ними дружим и стараемся приглашать их на все наиболее яркие мероприятия, которые у нас проходят».
Смогут ли юные краеведы школы № 97 когда-нибудь «побить» своих маститых оппонентов из школы № 26, в зале славы которых навсегда поселился приз за регулярные победы на городских олимпиадах? В чём секрет такого успеха? Ответ один – система! Школа № 26 в своё время включилась в работу экспериментальной площадки «Гражданское образование школьников посредством краеведения» и получила для занятий специально разработанный методический комплекс. Результат – налицо, но на вооружение прочих новокузнецких школ эту программу так и не приняли.
Елена Цибизова, доцент кафедры начального и дополнительного образования института повышения квалификации: «Эксперимент закончился. Далее нужно некоторое волевое усилие властей – этого нет… Я говорю, прежде всего, о депутатах, потому что программа была принята ими. Неоднократно обращались учителя, общественность, но всё остаётся без внимания. Видимо, им не нужны вдумчивые люди, любящие свой город».