«Аврору» сдали!
22 октября 2012 Все новости
На прошлой неделе произошло судьбоносное событие в истории новой России. На первый взгляд, точечное. Оно и было без помпы и большой прессы. Тихо и почти незаметно военные моряки покинули легендарный крейсер «Аврору».
По сути, корабль с непростой судьбой вывели из состава ВМФ еще в 2010 году. По документам. Это решение было принято после скандальной вечеринки, которую устроил на борту крейсера летом 2009 года олигарх Михаил Прохоров, пригласив на нее несколько десятков друзей-миллионеров. Были и команды поваров, официанты, пиротехники, проститутки. И все это во время Петербургского экономического форума. Так-то нормально? Поработали богатеи, надо и отдохнуть. http://www.youtube.com/watch?v=r5OV2ZwISls. А потом оказалось – некрасиво это. А с военными моряками начали разбираться военные прокуроры. Конечно, вскрылось, что такие вечеринки случаются, в общем-то, часто. Так в 2010-ом доразбирались до того, что корабль отдали в ведомство гражданским.
Сразу после приказа главнокомандующего о передаче «Авроры» морскому музею военный экипаж покинул корабль. Но вскоре вернулся, так как одномоментно обеспечить должную охрану одной из видных достопримечательностей Северной столицы Центральный Военно-морской музей (на баланс которого и передали «Аврору») не мог. Было принято промежуточное решение – оставить военных моряков-срочников для обслуживания и охраны судна. Остался и пост возле корабля. Там несли службу нахимовцы – из училища, которое расположено возле места стоянки «Авроры», у Петроградской набережной. В то же время начался процесс бурного обсуждения дальнейшей судьбы крейсера. Взвешивались все перипетии его сложной и противоречивой истории. Вспоминали все – участие в трех войнах, легендарные победы, отважных военачальников и отдельных моряков. Напомню, «Аврору» заложили в Санкт-Петербурге на судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» 23 мая 1897 года. И уже через три года спустили на воду – 11 мая 1900. А еще через три года, в июле 1903 года, крейсер вступил в строй боевых кораблей флота России. В этом году крейсер 1 ранга отметил 115-летие. Никаких больших торжеств по этому поводу не было. И это странно, ведь корабль входит в Ассоциацию исторических морских кораблей, в которую приняты 90 кораблей-музеев из 9 стран мира. Россия недавно вступила в эту необычную организацию. Кстати, одновременно с «Авророй» во флотилию Ассоциации был принят и ледокол «Красин». Его также хотели списать со счетов ВМФ. Но ледокол-таки отстояли. Сейчас он стоит на приколе на набережной Лейтенанта Шмидта, работает как музей.
Да и «Аврора» уже давно стала музеем. И ее будущее в этом направлении сомнений не вызывает. Но вот новый хозяин корабля – бюджетное учреждение – вряд ли сможет должным образом содержать этот непростой объект туристической привлекательности. Я сама не раз приводила моих гостей на «Аврору». Конечно, приятно видеть чистоту и до блеска начищенные металлические поверхности. Лично я уверена, что такой блеск под силу только военным. Никакой гражданский не будет упираться. Потому, боюсь, вскоре все постепенно потемнеет. Но самое страшное, на мой взгляд, отсутствие Андреевского флага на рее нашего легендарного корабля. Стяг развивался каждый день, его поднимали в дни ремонтов. И вот с 17 октября 2012 года судно стоит без флага. Ведь поднимать его могут военные, которых на борту «Авроры» больше нет. Кстати, сами моряки, очень хотели остаться на крейсере. Они не раз сопротивлялись попыткам их вывезти. Одна из последних была в начале сентября: http://www.newstube.ru/media/moryaki-krejsera-avrora-otkazyvayutsya-pokinut-korabl.
Клуб ветеранов генералов и адмиралов (есть такой в Питере!) возмущен и негодует. Заслуженные военные пишут письма везде, в том числе и президенту России. Они уверены, что корабль просто станет призраком: обветшает, постепенно пропадут уникальные экспонаты. А потом и сам корабль потребует ремонта, а достаточных денег никогда у музея не будет. Последнее ЧП с неожиданным креном показало, что корабль должны обслуживать именно военные специалисты: http://www.ntv.ru/video/novosti/329986/.
Музейщики же более сдержанны в выражениях. Да, очень хлопотное хозяйство. Обслуживание корабля, пусть и не действующего, затратно. Тем более, что количество туристов, желающих погулять по палубе и в трюмах «Авроры», не уменьшается. И, скорее всего, с бесплатным посещением вскоре будет покончено. Напомню, до сего времени со вторника по пятницу с 10:00 до 16:00 каждый желающий мог бесплатно побывать на борту крейсера, а всего за 80 рублей спуститься в машинное отделение. Сейчас уже на сайте «Авроры» прочла о временном прекращении бесплатного посещения. На нескольких «скидочных» сайтах увидела объявления – «Вечеринка на «Авроре» со скидкой 80 %». Да, понеслась… Такое и не снилось славному кораблю: http://www.youtube.com/watch?v=O1DpR_Y-BSE.