Запасов угля в Кузбассе хватит на 125 лет (сюжет)
4 апреля 2016 Все новости
Основная цель визита премьер-министра в Кузбасс – проведение совещания по перспективе развития основной отрасли региона. Напомним, после аварии в Воркуте по указанию президента Владимира Путина была создана специальная правительственная комиссия для расследования происшествия. Ранее сам премьер Медведев отмечал, что планирует обсудить с членами правительства ситуацию в угольной отрасли… Что это за ситуация, пытался разобраться корреспондент «10 канала» Александр Пятницкий.
[jwplayer mediaid=”132776″]
Не сказать, что угольная отрасль чувствует себя хорошо в условиях напряжённости с Западом и низких цен на топливо, а в конце 2015 года ещё и климатическая конференция в Париже подлила масла в огонь. В ходе борьбы с глобальным потеплением выяснилось, что при сжигании угля выделяется много СО2. Идею сокращения выбросов поддержала часть политиков и промышленников России. В частности, углеродная тема активно обсуждалась на Красноярском экономическом форуме, где Сибирь вообще предложили объявить безуглеродной зоной. Но кто сказал, что за муссируемой проблемой глобального потепления не может стоять выгода? Так среди лоббирующих проекты безуглеродной зоны – «РусГидро», компания, которая явно окажется в выигрыше, если угольная энергетика сократит обороты или вообще прекратит существование.
АМАН ТУЛЕЕВ, ГУБЕРНАТОР КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ (из интервью на Красноярском экономическом форуме): «Ну Дерипаска, тебе-то чего надо? Ты чего выскочил? С какой стати ты впереди Америки бежишь, впереди всех и говоришь: «Давайте мы сделаем вообще безуглеродную зону в Сибири и т.д. и введём налог 20$ с тонны за углекислый газ». Я вообще не понимаю… Ясно, что это не патриотизм, он не за глобальное потепление, ему чихать на всё это. Он борется с китайцами, ему нужно задушить китайскую алюминиевую промышленность, вывести свою, но в это же самое время ты гробишь полностью угольную генерацию. Если ты сказал А, ты скажи Б. И самое страшое, ну зачем обманывать людей. В Сибири проблем с СО2 нет, угольная генерация выбрасывает 5 % СО2 всего, но мы наоборот же поглощаем СО2. Дерипаска учебники не прочитал просто. Мы поглощаем, мы Сибирь, у нас таёжные леса, мы наоборот: дереву, чтобы развиваться, он СО2 должен поглотить».
Методики поглощения СО2 вряд ли можно назвать совершенными. Независимые эксперты вообще уверены, что Россия больше поглощает углекислого газа, чем производит, особенно Сибирь с ее тайгой. Доля угольной энергетики в суммарных российских выбросах углекислого газа составляет порядка 7 %, а в Сибири – 5. Конечно, было бы неплохо снизить эту цифру до нуля, но гораздо правильней в таком случае поощрять техническое перевооружение угольных станций, а не пугать народ углеводородным налогом. Кстати, многие из теплоэлектроцентралей, работающих на угле, уже сегодня улавливают почти 100 % серы, азота, ртути и других вредных примесей.
АЛЬБЕРТ НИФОНТОВ, ПРОФЕССОР КАФЕДРЫ КОРПОРАТИВНОЙ ЭКОНОМИКИ СИБГИУ: «Мы сегодня ведём разговор о том, что 10 лет у нас будет уголь главным теплоносителем, в том числе в нашем Кузбассе. Это один момент. Второй момент, что вот недавно в прессе прозвучало, что у нас запасов нефти до 2050 года, т.е. это время практически уже завтра – 35 лет, незаметно пролетит. А чем мы будем замещать? Сегодня нет ни технологий, ни проектов. Что нам делать, какой вид топлива будет? Конечно, только уголь останется, тем более, что вчера опубликовали, сказали что у нас 250 миллиардов тонн запасов разведанных, в день геолога Кузбасса сказали. При нашей добыче 200 миллионов тонн, этого хватит нам на 125 лет».
Пока Кузнецкий угольный бассейн ставит новые рекорды по добыче чёрного золота. Отметку в 200 миллионов тонн регион преодолел ещё в 2012-ом: выдали 201 с половиной миллион тонн, а в прошлом году добыли почти 216 миллионов тонн. Это 58 процентов от общероссийской угледобычи . Хочется верить, что угольное сердце страны продолжит биться ровно. Сокращение угольной генерации – это огромные потери для экономики России. Закрытие производства приведет к сокращению налоговых поступлений в бюджеты, без работы останутся тысячи кузбассовцев. Разве не пострадает при этом политический климат в регионе? И не слишком ли это большая плата в борьбе с мифическим глобальным потеплением?