Фрагменты истории русской Маньчжурии (сюжет)
8 сентября 2015 Все новости
На днях исполнилось 70 лет со дня завершения Второй мировой войны. Континентальная армия Японии была разгромлена советской. А между тем в Манчжурии, по которой был совершён блестящий блицкриг, жили тысячи выходцев из России и Советского Союза.
[jwplayer mediaid=”128110″]
Прадед Ивана Мченского, проживавший на территории нынешнего Промышленновского района, отправился в Маньчжурию в 1930 году. Захватил с собой и младшего сына. Дядю Колю, как называет его Иван Владимирович. Там, на северо-востоке современного Китая, уже жили и белогвардейцы со времён революции, и те русские, которые строили там железную дорогу. С появлением интернета Иван Мченский стал искать семейные корни за границей. Маньчжурию перед Второй мировой контролировала Япония, которая наращивала военную мощь в Тихоокеанском регионе. Именно японские архивы помогли найти семью Мченских.
ИВАН МЧЕНСКИЙ: «Японцы, когда оккупировали в 1932 году Маньчжурию, задумались, что надо как-то систематизировать данные о всех проживающих не японцах, не маньчжурах, не китайцах на территории Маньчжурии. И в конечном итоге была проведена поголовная перепись русского населения, выдавались паспорта, как у немцев в оккупированных территориях».
Маньчжурскую операцию Советской армии эксперты называют образцом военного искусства. И одним из самых ярких событий Второй мировой. Между тем встреча бывших соотечественников была не столь радостной. Особенно для жителей, практически ставшими в Маньчжурии местными.
ИВАН МЧЕНСКИЙ: «В Харбин через 2 дня после митингов входили подразделения «Смерш», и начинались аресты среди мирного населения. В первую очередь точечно там арестовывались бывшие белогвардейцы – противники по Гражданской войне. Потом члены всероссийской фашистской партии, поселковые атаманы арестовывались, члены блока по делам российских эмигрантов в Маньчжурию. Заворачивались и возвращались на родину в эшелонах с решётками беглецы 30-х годов от колхозной жизни».
Ехали в Советский Союз и японцы. Наряду с немецкими военными, бойцы грозной Квантунской армии в качестве пленных этапировались в том числе и в Сталинск. Кстати, завершение боёв на востоке было обозначено и на карте нашего города.
ПЁТР ЛИЗОГУБ, ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА НОВОКУЗНЕЦКОГО КРАЕВЕДЧЕСКОГО МУЗЕЯ: «В районе Комсомольской площадки существовало несколько улиц. Они в ходе реконструкции площадки фактически исчезли с географической карты нашего города. Была улица 9 мая, посвященная победе над фашистской Германией, и улица 2 сентября, посвящённая разгрому милитаристской Японии и финалу Второй мировой войны».
Кто-то из русских маньчжуров после прихода Советской армии, опасаясь преследований, перебрался в другие города Китая, кто-то вовсе уехал в Америку. Но память о трёхречье – так назывался по количеству притоков Аргуни самый русский уезд Китая – сохранилась в архитектуре, а сегодня всплывает в творчестве потомков русских переселенцев.
Судьбу своего дяди, как и его дочери Иван Мченский, так и не прояснил. Известно только, что Нина Мченская сразу после школы переехала в Казахстан, и там её след потерялся. Тех, кому известна их судьба, просят связаться с Иваном Мченским, которому небезынтересны подобные истории наших соотечественников.