Гюстав Доре. Все оттенки света
30 августа 2016 Культура
Он мечтал, чтобы его признали как живописца, но прославился своими гравюрами. Выставку работ Гюстава Доре открыли в Новокузнецком художественном музее. В качестве еще одного подарка к юбилею учреждения культуры новокузнечанам предлагают познакомиться с великим иллюстратором 19-го века, в багаже которого больше 80 тысяч работ…
[jwplayer mediaid=”135867″]
Непревзойденный, гениальный… Слова, без которых не обходится описание творчества Гюстава Доре. Он заставил говорить о себе, будучи еще 15-летним подростком, когда был принят на работу карикатуристом в парижский журнал и, не имея специального образования, стал самым молодым и практически самым высокооплачиваемым иллюстратором Франции. В Новокузнецком художественном музее представлены работы зрелого мастера. Иллюстрации к книгам 1860-х годов, выполненные в технике ксилографии – гравюры на дереве. К началу этого десятилетия у тридцатилетнего художника было уже больше 40 тысяч работ.
Добавьте к этому феноменальную зрительную память. Доре не рисовал с натуры. Скрупулезную точность к деталям и потрясающую игру света и тени, придававшую черно-белым работам необычайную живописность. Не случайно и экспозиция названа «Все оттенки света». По воспоминаниям современника Гюстава Доре, в 1860-е годы популярность его ксилографий превратилась в манию. Каждый автор и каждый издатель хотел, чтобы его книгу иллюстрировал именно Доре. В то время писали, что у него как минимум полдюжины стилей для разных авторов. Мюнхгаузен Распе, представленный на выставке, совсем не похож на гравюры к другим книгам. А у Сервантеса Гюстав Доре почувствовал совсем иного Дон Кихота, нежели другие художники. В итоге его иллюстрации многие и сейчас считают непревзойденными. Говорят даже о новом типе иллюстраций. Неразрывно сливаясь с текстом, работы художника в то же время остаются самодостаточными.
«Ад» Данте с гравюрами Гюстава Доре раскупили моментально, несмотря на то, что стоимость издания была в 7 раз выше самой дорогой книги. Иллюстрировать «Божественную комедию» художник готовился несколько лет. И если великого писателя подозревали в том, что он на самом деле побывал в преисподней, то Доре подробно показал путешествие по загробному миру. За полтора века «Божественную комедию» издавали 200 раз. А «Библия» с гравюрами Доре в разных странах претерпела около тысячи переизданий. В поисках окончательного варианта теперь уже классических иллюстраций художник создавал к сценам сотни эскизов. Насколько точно график передал содержание, можно оценить, прочитав выдержки из текстов, которыми сопроводили все работы художника. В планах сотрудников музея с помощью библиотекарей дополнить экспозицию и книгами с иллюстрациями Доре.