«История подвига»: детство, опаленное войной (сюжет)
24 апреля 2015 К Дню Победы
В рубрике «История подвига» рассказ о Василии Шпаке. В Новокузнецк он приехал 3 года назад. До этого жил на Кубани. Был ребенком, когда ее оккупировали немцы. Война лишила его отца. А судьба Василия Шпака позже переплелась с судьбой другого фронтовика и поэта – Эдуарда Асадова.
[jwplayer mediaid=”124739″]
Теперь и Валентина Андреевна влилась в ряды поклонников творчества Эдуарда Асадова. У ее супруга Василия Шпака к нему особое отношение, почти сыновье. Своего родного отца он видел последний раз в 3 года, в 1942 году. Восстанавливаясь после ранения бедра, тот успел побывать дома. В это время в их кубанскую станицу пришли немцы. Взгляд одного из них и объятья отца, прижавшего детей, время из памяти не стирает.
Василий Шпак: «Я вот всю жизнь помню его силу, с которой он меня держал. Такая сила была, что дышать не было… Немец, эсэсовец, в дверях стоит с автоматом, так водит: «Партизан пуф-пуф!» Мы: « У нас партизан нету».
Просто чудом отец тогда остался жив. Уйдя ночью из станицы, он продолжил воевать. В октябре 1943 года пропал без вести. Сосед, вернувшийся после Победы, лишил семью всякой надежды: он своими руками похоронил их кормильца. Шестерых детей мама поднимала одна. Будучи 6-летним мальчонкой, Василий Шпак помогал пахать землю. Когда маме вручали медаль «За доблестный труд в годы войны», награду прикололи на грудь сыну. Испытывая гордость, он не сразу понял, почему мама не обрадовалась.
Василий Шпак: «1947 год. Был страшный голод на Кубани. «Дайте лучше две булки хлеба! У меня дома дети пухлые сидят». Ну, он плечами пожал – ничего нет. Мы ушли. Когда пришли домой, мама сняла медаль, положила на стол говорит: «Нате, детки, кушайте». И зарыдала, и мы вместе с нею от горя».
Закончив школу, Василий Шпак узнал, что поэт Эдуард Асадов воевал на том же фронте, что и его отец, и даже был в том же бою, в котором погиб красноармеец Роман Шпак. Боевой путь гвардии лейтенанта Асадова оборвался под Севастополем. Он руководил погрузкой и доставкой снарядов на огневую позицию. Единственную дорогу обстреливали немцы. Сломавшийся автомобиль начал собирать пробку. Это грозило потерей всех машин с боеприпасами. Асадов с бойцами вытолкал грузовик с дороги, лично устранил неисправность и повел машину. Его ранило осколком от разрыва снаряда: выбило глаза, сильно повредило лицо. Эдуарда Асадова наградили орденом Красной Звезды. А в конце девяностых ему присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени Василий Шпак уже вел с любимым поэтом дружескую переписку. На поиски адреса потратил 30 лет! А однажды написал даже министру культуры Николаю Губенко. Предложил записать пластинку с авторским исполнением стихов Асадова – к 70-летию поэта и фронтовика. Когда пластинку издали, Василий Шпак 2 недели гостил у поэта.
Василий Шпак: «Захожу, он меня встречает. Мы обнимаемся, целуемся по-мужски, плачем по-мужски. Наверное, минут 10 мы стояли так, он меня всё руками ощупывал, как говорится. Я привез ему любимое варенье вишневое. Он организовал чаепитие».
Жаль, что сделанные тогда фотографии утрачены во время пожара. А подаренную пластинку, отдав послушать знакомому, Василий Шпак перед переездом в Новокузнецк так и не смог вернуть. Но любимые стихи в памяти навечно. Вместе с женой Василий Романович читает их на творческих вечерах в учреждениях соцзащиты. Говорит, каждая строчка Асадова перекликается с его жизнью, а некоторые произведения – почти наказ молодому поколению.
Василий Шпак: «Учитесь мечтать, учитесь дружить, Учитесь милых своих любить И жить горячо и смело. Воспитывать душу и силу чувств – Не только труднейшее из искусств, Но сверхважнейшее дело».