«История подвига»: фронтовые письма из музейных фондов (сюжет)
21 апреля 2015 К Дню Победы
В годы Великой Отечественной войны каждый месяц с фронта в тыл приходило до 70 миллионов писем. Написанные в короткие промежутки между боями, они бережно хранились в семьях фронтовиков. Некоторые решились передать их в музейные фонды. В экспозициях письма выставляются не часто. Они требуют особых условий хранения, боятся света. Но в преддверии Дня Победы сотрудники Краеведческого музея всё- таки позволяют взглянуть на некоторые из них.
[jwplayer mediaid=”124631″]
Письма Алексей Чибисова домой – последнее поступление фронтовой корреспонденции в Новокузнецкий краеведческий музей. 5 лет назад их передал внук ветерана. Большинство этих посланий на почтовых карточках. Помимо рукописных строк каждая несет определенный смысл.
Татьяна Бабакова, главный хранитель Новокузнецкого краеведческого музея: «Почтовые карточки художественно оформлены: либо на них полководцы, либо фразы «За Родину», «За Сталина», «Смерть немецким оккупантам». Вот интересное письмо есть, смотрите, здесь «Жди меня – и я вернусь».
Все названия населенных пунктов в письмах тщательно замазаны военной цензурой. Но семья узнавала главное: их отец, муж жив, здоров и продолжает бить врага. Глубокая нежность и искренний патриотизм на этих пожелтевших листочках, всё рядом. Как в письме Георгия Гаврикова, не дожившего до Победы всего месяц, но ещё в 1942 году свято в неё верившего.
Из письма: «Дорогая Полечка, я знаю, что ты за меня беспокоишься, а может быть, сердишься, что долго не писал тебе письмо. Я думаю, что ты поймешь меня. За последние дни не было ни одной свободной минуты. Били немецких гадов со всех сторон. О наших подвигах вы, вероятно, знаете. Пояснять не буду. Но одно скажу: подходит крах немецкой мрази, временно посягнувшей на нашу священную землю».
Содержание некоторых писем делало их достоянием целых трудовых коллективов: их читали на собраниях. Наверняка к таким относились и те, что писал в Сталинск будущий Герой Советского Союза Валентин Козлов. На его счету 170 успешных боевых вылетов, неоднократно был ранен, боевую задачу выполнял, даже будучи атакованным превосходящими силами противника. Эскадрилья под его командованием уничтожила 115 вражеских автомашин, 75 танков, 11 складов с горючим и 13 с боеприпасами. Защиту Родины он считал великой честью.
Татьяна Бабакова, главный хранитель Новокузнецкого краеведческого музея: «Будьте уверены, дорогие мои, что пока у меня глаза видят землю, пока руки и ноги будут способны управлять самолетом, пока в груди моей будет биться сердце коммуниста, гражданина Советского Союза, я буду защищать родину, защищать до последнего дыхания, до последней капли крови. Знайте одно, что если мне придется умереть, то только героем умру, и дорого, очень дорого отдам свою жизнь».
В написанных чаще всего химическим карандашом строчках – не только фронтовые будни. Среди расспросов о доме наказы подрастающим детям. Комиссар противотанковой батареи Григорий Васёв одно из своих писем сыну Валерию даже назвал завещанием. Но всё-таки верил, что вернется.
Из письма: «Я знаю, что эта желанная пора скоро настанет, и мы будем вместе. Я буду тебя учить многому: как надо жить, как надо любить Родину, как надо ненавидеть врагов».