Екатерина Юрганова: «Без импровизации – никуда»
2 июля 2021 Общество
Корреспондент телевидения «10 канал», обладательница ТЭФИ Екатерина Юрганова не любит говорить о своих успехах и достижениях, зато любит снимать сюжеты о людях и видит в этом главный источник вдохновения. Считает, что в работе прежде всего важна настойчивость. И, конечно, журналистские «фишечки». Подробнее о них — в нашем интервью.
В первую очередь хотелось бы поздравить вас с победой на ТЭФИ и поговорить о премии. В программе «Начистоту» вы сказали, что перед церемонией награждения «просочились» в зал через чёрный ход, миновав красную дорожку, и не восприняли вручение награды как момент славы. Неужели не было гордости за себя и за всю команду, которая трудилась над проектом?
Гордость, безусловно, присутствовала, но я же там была одна и не могла идти с портретами всех-всех, кто работал над нашим проектом «Рассказы о войне». Я человек не то чтобы скромный, наверное, немножечко даже социофоб где-то в глубине души. Красная дорожка — для звёзд. Я не звезда, нет.
Главный редактор «10 канала» Александр Пятницкий отметил, что победа была ожидаемой. Стала ли она сюрпризом для вас? В одном из интервью вы упоминали, что работы конкурентов были очень достойными.
Я вообще человек сомневающийся во всём и всегда. Может быть, это плюс, может быть, минус, но у меня никогда нет полной уверенности в себе.
Также вы говорили о душе, вложенной в каждую историю. В этом ли главный секрет успеха проекта?
Что такое секрет успеха? Это не математическая формула, это всегда очень сложно. Например, сидит человек в жюри, включает видео. Что-то его накануне расстроило, или, возможно, напротив – у него было хорошее настроение. Иногда бывает, смотришь на кого-то, кто ещё даже ничего не сказал, а он тебе уже нравится. А иногда бывает наоборот. Это некое стечение огромного количества обстоятельств, которые вычленить, ну, просто невозможно. В каждый сюжет, который пишу, даже в новостной, я вкладываюсь полностью, потому что иначе нет смысла работать. И в этот проект мы вкладывались не меньше и не больше, чем во все остальные. Не бывает такого, что здесь мы будем работать по полной, а здесь — похалявим, здесь мы душу вложим, а вот здесь — и так сойдёт. Нет, я так не умею.
Как снять интересный сюжет? Каковы критерии «интересности»?
Первое и самое важное — нужны детали. Это основное, чему меня научил «10 канал» и все люди, с которыми я работала. Не будет деталей — не будет сюжета. И нужно выбросить все клише к чёртовой бабушке. Никогда не забуду: много лет назад, когда я только пришла на «Десятку», поехала в Прокопьевск снимать сюжет об ансамбле народных танцев «Сибирские выкрутасы». Танцевали они просто великолепно. И я всё время думала, как показать, что это тяжелейший труд. Если скажешь: «Они тренируются, выкладываясь на все сто процентов», ну, это такой нафталин. А потом до меня дошло: танцоры раз в месяц меняют обувь, потому что она стирается! И вот эта деталь зрителям запомнится и расскажет намного больше, чем какая-то избитая фраза.
Как вы пришли в журналистику?
Попала я на телевидение совершенно случайно: просто оказалось свободное место в новостях, а у меня на тот момент не было работы. Будущие коллеги сказали: «Ты писала сочинения в школе. Это почти то же самое». Так я оказалась в журналистике.
А как вы считаете, нужно ли журналисту в современных реалиях профильное образование?
Думаю, необязательно иметь именно журналистское образование. В ранней юности я мечтала стать художником, даже ездила поступать в Новосибирскую архитектурно-художественную академию. Благополучно провалила экзамены, приехала в Новокузнецк и поступила в швейное училище. После училища получила сначала высшее экономическое, а затем юридическое образование. Я никогда не останавливаюсь и не знаю, чего от себя ждать: мне с собой интересно.
Журналистика — это такая сфера, которая в полной мере позволяет заниматься самообразованием. Мой любимый писатель Рэй Брэдбери не получил образования вообще, он просто ходил в библиотеку. Поэтому я думаю, что главное – это всё-таки упёртость и настойчивость в получении знаний.
Настоящий журналист — это…
Настоящий журналист — это человек, у которого есть определённые принципы и идеи, и он следует, прежде всего, им.
Не было ли у вас желания переехать из Новокузнецка в другой, более перспективный, город?
Думала об этом, но есть в нашем городе что-то такое, что делает тебя здесь важным. Я здесь на своём месте. Зачем ехать куда-то в другой регион? Я родилась в Новокузнецке, это моя земля, и люблю здесь вообще всё, совершенно. А возможности для реализации есть всегда.
Что служит для вас источником вдохновения в работе?
Люди. Наверное, своей миссией, если масштабно говорить, я считаю рассказывать о тех, кто живёт здесь, рядом со мной, и меняет эту реальность к лучшему. И вот как раз любимый мною проект «Кузбассовцы» — о них, людях, которые не упирают на власть обстоятельств, а просто делают, что могут: здесь и сейчас. Они вдохновляют больше, чем кто-либо.
А идеи порой приходят неожиданно. Я могу бежать кросс или ехать в машине, стоять, смотреть на красный свет и вдруг придумать что-то. Какие-то слова рождаются внезапно, это постоянный процесс, нужно быть только открытым. Всё вокруг нас, и всё внутри нас. Мне очень нравится мысль о существовании ноосферы. Бывает же такое, что людям в разных точках планеты приходит одна и та же мысль, это уже доказанный факт. Надо как-то «подключиться» к этому потоку, и тогда идеи непременно появятся.
Нельзя не отметить искренний интерес и доброжелательное отношение к каждому герою ваших эфиров. Поделитесь секретами, как располагать к себе людей.
Сделать комплимент, улыбнуться, сказать что-то смешное, спросить что-то внезапное — такая палитра, которая в арсенале, пожалуй, у каждого. А уж как ей распорядиться — за это отвечает внутреннее чутьё.
Такие ситуации смешные сразу в голове всплывают. Снимала, помню, сюжет на тему спорта, большая пресс-конференция с тренером, много журналистов, а я чувствую, что человеку это всё откровенно неприятно. Когда до меня дошла очередь, я спросила его: «Вы здесь уже, как дома практически: шлепки у вас домашние, гляжу». Он рассмеялся, рассказал, почему так вышло, и получился прекрасный синхрон.
Никогда не забуду случай, опять же из спортивной истории, когда сюжет был спасён в последний момент. Мы приехали в Ленинск-Кузнецкий, там национальная сборная готовилась к Олимпиаде по спортивной гимнастике. Главный тренер был не слишком рад встрече с журналистами. И на все мои вопросы отвечал односложно: «да», «нет». А это катастрофа просто огромного масштаба. И вдруг меня осенило: «По-человечески вас как наставника — жаль. Команда побеждает, берет кубки, а на вас всегда ругаются». И тренер пошел на контакт. Беседа состоялась. Без импровизации в нашем деле — никуда.
Вы проводите эфиры и делаете сюжеты с представителями совершенно разных сфер деятельности, в том числе и энергетики. Эта область достаточно сложная, как готовитесь?
Область не столько сложная, сколько отчасти рутинная, потому что все работы цикличны, и по факту: вот трубы, вот их поменяли — главный информационный повод, собственно говоря. Или, например, отремонтировали оборудование на ТЭЦ. Поэтому важно каждый раз найти что-то интересное, что-то новое. Тут нужно, конечно, помощь со стороны привлекать. Я советуюсь с коллегами, на форумы часто ныряю посмотреть, что там люди пишут.
Про Сибирскую генерирующую компанию, с представителями которой мы провели немало прямых эфиров, хочу сказать отдельно. Это команда, которая всегда приходит с хорошим настроением. Не те люди, кого приходится «пытать». Они настроены на диалог, открыты. На любые спонтанные вопросы отвечают легко: всегда «в теме», эрудированные и подготовленные.
Что вы смотрите по телевизору?
У меня нет телевизора, я неправильный человек. Наверное, не надо говорить об этом главному редактору (улыбается). Интернет даёт шанс выбрать самое важное, интересное, сохранить самый драгоценный ресурс: наше время дарит нам время.
У меня есть любимые YouTube-каналы о культуре, искусстве, книгах, истории. Например, «Oh My Art», «Ещёнепознер», «А поговорить?», «Artifex».
Как вы любите отдыхать?
Лучший отдых — пробежать кросс по степям Хакасии. Мне так нравятся эти пейзажи. Я представляю, как много сотен лет назад здесь жили люди, о чём они думали, какая это была цивилизация, что они знали, чего не знаем мы. Они видели ту же землю, те же звёзды, но были совершенно иными. Я выросла в Горном Алтае, провела там детство с бабушкой и дедушкой, для меня нет краше мест. У меня даже загранпаспорта нет, если честно. Хотя я бы, наверное, с удовольствием побывала в Риме, потому что очень люблю историю Древнего Рима. В Праге, может быть. Хотя, путешествовать — это здорово, но, мне кажется, человек всё-таки больше перемещается внутри себя, а не вовне.
Вы занимаетесь спортом?
Конечно, а как же! Когда у тебя муж — мастер спорта, папа — мастер спорта, вопрос о том, как провести выходной, отпадает. Вот лес, вот ноги — вперёд! Бег, лыжи — обязательно. Я — пропагандист беговых лыж. Для здоровья в нашем регионе — это идеально. Лень — не противопоказание.
Есть ли у вас хобби, увлечения?
Хобби у меня — вагон и маленькая тележка. Делаю кукол, шью, «рукодельничаю» в огороде. Отношу себя к ремесленникам, так как всё, что я делаю руками, мне очень нравится.
Есть ли фраза, которую вы часто повторяете, некое жизненное кредо?
Нет у меня такого. Если совсем глубоко копнуть, то нужно любить эту жизнь, любить каждое мгновение, каждую секунду. Даже неудачи чему-то научат и сделают тебя лучше.
А как справляться с неудачами?
Да никак. Жить дальше, работать, не зацикливаться ни на удачах, ни на неудачах. Главные достижения — впереди.
Беседовала Элеонора Жданова.