В музее Достоевского открылась выставка Николая Мигулина (сюжет)
30 января 2014 Культура
В музее Ф. М. Достоевского в Новокузнецке открылась выставка работ Николая Мигулина. Экспозиция, куда вошли графика и живопись разных лет – посвящена юбилею художника. В декабре ему исполнилось 65. Большую часть своей творческой жизни мастер работал над одной темой – кузнецкая драма Достоевского.
[jwplayer mediaid=”96064″]
Тройка, семёрка, пиковая дама. Три карты, так волновавшие русских классиков, художник Мигулин тоже использует по законам драматургии. Будь то коллаж «На смерть Настасьи Филипповны» или графика о венчании Достоевского – везде младшая карта присутствует в начале истории, семёрка – в кульминации, а дама – в развязке. Даже акварели мастера построены по карточному принципу. Внизу – настоящее, вверху – прошлое. Между ними – то, что принадлежит двум векам. Как уездное училище, где преподавал соперник Достоевского. Или казначейство с уже погибшей лиственницей – ровесницей классика. Исторические детали тесно вплетены в художественный вымысел. Кажется, что нельзя лучше проиллюстрировать жизнь и творчество Достоевского. Но нет пророка в своём Отечестве.
Графические работы Николая Мигулина к произведениям Достоевского в России не издавались ни разу. Исключением стали несколько научных трудов, изданных в 90-е годы Новокузнецким музеем Достоевского. Эти более чем скромные брошюры в мягком переплёте – пока единственные книги в России, куда вошли иллюстрации художника.
34 работы Мигулина музей приобрёл в лучшие – с точки зрения финансирования – времена. Когда наступили худшие – карточную серию стали охотно покупать иностранцы.
Наталья Караваева, главный хранитель музея Достоевского: «Карты – иллюстрации к «Братьям Карамазовым» – ушли в Германию, к «Униженным и оскорблённым» – в Америку. Просто были тяжёлые 90-е годы, тяжёлые времена. И он, конечно, продал. Хотя, говорит, сердце разрывалось, не хотел. Потому что писал для города».
Кузнецк для биографов Достоевского долго оставался недостающим звеном. Как и сложные отношения в его первом браке. А ведь реалии этой драмы – отразились во многих произведениях классика. И среди иллюстраторов именно Мигулин рассмотрел эти невидимые связи.