«Священное послание» от Сальвадора Дали (сюжет)
10 июля 2013 Культура
В Прокопьевском центре «Вернисаж» открылась выставка подлинных литографий великого испанца – это 105 иллюстраций к Ветхому и Новому заветам, которые художник сделал полвека назад. Библейские сюжеты в интерпретации сюрреалиста в числе первых зрителей оценили наши коллеги.
[jwplayer mediaid=”82346″]
Какой же должна быть Библия, если у неё такие картинки? Иллюстрации Дали к самой читаемой книге давно удостоились превосходных степеней. Это самая масштабная графическая серия мастера, вошедшая в самое большое издание Священного Писания. И, видимо, самое скандальное с точки зрения верующих. Прокопьевские искусствоведы уже столкнулись с резким неприятием такого прочтения Библии. Да и самим музейщикам пришлось привыкать к сюрреальным ангелам и демонам. А потом они выработали тактику для неискушённого зрителя.
Светлана Мамедова, заместитель директора культурно-выставочного центра «Вернисаж»: «Если вглядываться, прочитывать каждую чёрточку, каждый нюанс, то работа становится понятной и не будет такого отрицания, негатива, который может создаться в первый момент».
Действительно, не так страшен Дали, как хотел бы казаться. Вот здесь, например, необычно, но понятно – Мария показывает сына волхвам, Святое семейство спасается от Ирода. Иисус изгоняет торговцев из храма, но большая часть работ всё же нуждается в расшифровке. И даже цитаты из первоисточника не спасают положение. Особенно шокируют изображения казни Христа. В них, за исключением запёкшейся крови, никакого натурализма, но произведения потрясают. И это не единственный «привет» от гения.
Даже оформление выставки сделано с учётом личности Дали – известного мастера эпатажа. С потолка здесь свешиваются полтысячи свечей, а под ними разложены яблоки. О смысле этой инсталляции организаторы говорить отказываются, но её провокационность очевидна: посетителю хочется или поджечь свечу, или взять в руки яблоко.
Делать это, разумеется, нельзя. Но ведь и Еве кое-что запрещали. Кстати, змей-искуситель, по версии художника, молодая красотка. Говорят, у Дали и было-то всего 3 страсти – одержимость женщинами, творчеством и концом света. Это мрачное предвидение наложило свой отпечаток на библейскую серию. Но пастельные чудеса и акварельные откровения не позволят впасть зрителю в грех уныния.