Советская реальность: взгляд Владимира Воробьева (сюжет)
12 октября 2012 Культура
В Новокузнецком музее искусств открылась экспозиция художественной фотографии. Автор работ, Владимир Воробьёв, ушёл из жизни год назад, а творческий проект воплотил его друг Владимир Соколаев.
Владимир Воробьёв среди профессионалов в представлении не нуждается. Для всех остальных скажем, что он один из участников творческого объединения «Трива», которое в 1970-ых годах пестовали, а потом объявили диссидентами и запретили. Воробьев – участник самых престижных отечественных и зарубежных выставок, он снимал то, что попадало в поле его зрения, не украшая, но и не умаляя достоинств. Да и как могло быть иначе, если на снимках палата травматологии или родильный дом, со всеми атрибутами советского сюжета. А вот коллективная школьная отработка – в этом случае побелка потолка – решена автором в духе сюрреализма.
Большинство социальных снимков в этой экспозиции сделаны 30 лет назад – это время только одного поколения. Кому-то, например, из всего этого памятны отдых в Зенковском парке и километровые очереди. Но есть в экспозиции сюжеты, совершенно непонятные даже людям среднего возраста. Снимок назван «Джоконда. Профессиональный конкурс буровиков». Геологоразведка должна была разбираться ещё и в европейском искусстве. Странная идеологическая норма. Как и навсегда установленные правила и законы, нарушить которые значило быть раздавленным системой. Причём в пейзажах Воробьёв умудряется сохранить то же ощущение сиротства и обречённости, только помноженное, в отличие от человека, еще и на природную вечность.
Владимир Соколаев, фотохудожник: «Мы начали заниматься фотографией на излёте жизни СССР, когда документальность не приветствовалась. Можно было лишь сказать что-то об обществе и показать при этом глянцевую картинку. Когда человек выходил во двор, он видел совершенно другое. Нам было интересно именно это – то, в чём мы живём».
Сам фотограф называл такие снимки архетипами. Это когда на бумаге через одного человека зафиксировано целое явление. Ведь многое понятно из «Выборов Ельцина» или «Дня победы».
«Пункт вселенной» открывает в авторе как будто двух людей – художника и рассказчика, а их единство – в честности. Без цензурных рамок и в документальной точности.