Джаз-клубу «Геликон» исполнилось 30 лет! (сюжет)
17 ноября 2014 Культура
14 ноября исполнилось 30 лет Новокузнецкому джаз-клубу «Геликон». В ноябре 1984 года, ещё в эпоху Советского Союза, пианист Анатолий Берестов создал творческое объединение. В его структуре было трио музыкантов и один бухгалтер. О том, как «Геликон» превращался в профессиональный джазовый центр – в следующем в материале.
[jwplayer mediaid=”118030″]
Это видео снято 14 лет назад – свой первый концерт в «Геликоне» даёт новый оркестр – «Кузнецкий биг-бэнд».
– В оркестре есть свои солисты – замечательные, опытные, оркестровые музыканты.
С некоторыми из них Анатолий Берестов и начинал свой великий поход продвижения джаза. Его первое трио – пианино, контрабас, барабаны – выступало в кафе, в училищах, в художественном музее с программой «Джаз для народа» и даже было занято в одном из спектаклей драмтеатра. Разумеется, были и поездки на фестивали, и желание возить артистов к нам. Про Новокузнецк в музыкальном мире тогда никто даже не слышал. Так что заманивать джазменов пришлось благодарной публикой и хорошим гонораром.
Александр Кабанов, руководитель «Нового Кузнецкого биг-бэнда»: «С билетами ходили к проходной “КМК” или ходили по улицам – агитировали, чтобы приходили на концерты. Мы писали агитки, которые развешивали в трамваях. По ночам расклеивали афиши на заборах».
А потом работали билетёрами, грузчиками, администраторами. Зато в «Геликон» повалили звёзды джаза, в том числе, и мировые.
– Ощущение, что либо Анатолий живёт с нами там, либо мы живём здесь. Эта граница, расстояние абсолютно потеряна для нас. Мы себя чувствуем, как дома.
В 1987 году в клубе начались регулярные джазовые фестивали. Кого только не увидели новокузнечане за это время. Говорят, к нам не приезжали только австралийские музыканты.
Валерий Лавров, музыкант «Нового Кузнецкого биг-бэнда»: «Я не перестаю удивляться, какая энергия была у человека: в самые тяжёлые годы – в 90-е – он проводил фестиваль. Приходит и говорит: “Всё, не могу. Ничего нет. Наверное, фестиваля не будет. Денег нет. Спонсоров нет”».
Но тем и отличался Берестов от рядовых продюсеров – умел убеждать состоятельных людей, по сути, возрождая традицию русского меценатства.
– Можно делать проекты в городе Калтане. Какие у нас ещё там? Осинники! Можно делать в городе Урюпинске. И географическое положение не важно.
В год 20-летия клуба ему присвоили статус Губернаторского. Это означало официальное признание высокого уровня музыкантов.
– Кроме статуса, кроме охов, вздохов, вам ещё будет доплата к зарплате каждого музыканта. Пока по 1000 рублей в месяц. Пока.
В тот день награды и звания получили многие сотрудники «Геликона». Все были на подъёме, словно доказывая, что статус присвоен не зря.
– Более 10-ти лет в коллективе работает известная в городе исполнительница Ольга Юшкова.
Через 3 месяца в «Геликоне» – новое событие: открылся Международный музей джаза.
– Известный во всём мире российский музыкант Игорь Бутман и американский певец Кевин Махогани специально отклонились от маршрута своих гастролей, чтобы быть сегодня в Новокузнецке.
А ещё через год не стало Анатолия Берестова. Ушёл человек, которого коллеги сравнивают с конструктором Сергеем Королёвым. Без того бы в космос не полетели, а без этого бы джазом не приросли. Уход мэтра был трагическим вдвойне, поскольку через 1,5 месяца в Новокузнецке должен был состояться очередной фестиваль. И он состоялся. У Берестова оказалась хорошая ученица.
Ольга Юшкова, президент Губернаторского джаз-клуба «Геликон»: «Я никогда не думала, что так произойдёт. Я даже не мечтала. Я хотела петь, преподавать, и я это делала. Но так сложилось – в наследство достался клуб мне, и я стараюсь поднять клуб на другой уровень. Сохранить традиционное. Создать новое. И у меня пока это получается».
Сегодня в «Геликоне» 75 сотрудников, 150 учащихся студий. Несколько коллективов. И много планов на будущее. Как говорят музыканты: «Всё будет джаз!». В смысле – будет джаз в Новокузнецке.