Лики русской иконы – в художественном музее (сюжет)
6 октября 2014 Культура
В Новокузнецком художественном музее открылась выставка из фондов Московского музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва. Это копии икон XIII–XVIII веков. Но выполнены они настолько виртуозно, что с первого взгляда их совершенно не отличить от подлинников.
[jwplayer mediaid=”115137″]
Самая древняя икона в коллекции датирована XIII веком, она и открывает уникальную экспозицию. Её передал музею в дар живописец Василий Ситников. Большой размер иконы – свидетельство того, что она из церковного иконостаса и стояла первой, справа от царских врат. Кроме того здесь представлены произведения разных иконописных школ России – Москвы, Твери, Новгорода, Ростова, Поволжья, Русского Севера. Каждая – со своим особенным художественным языком. Это золотой фонд не отдельно взятого музея, а культуры целой страны.
Оксана Смирнова, главный хранитель Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва: «Это иконы, которые никогда, ни при каких обстоятельствах не покидают наш музей. Настолько ценны они, настолько хрупки они. Здесь есть икона – ровесница татаро-монгольского ига, икона сделана современником Андрея Рублёва, икона Дионисия. То есть это иконы, которые мы никогда не вывозим».
На выставке показаны фрагменты нескольких иконостасов, с рядами праздничными и деисусными. Отличаются они и временем написания. Этот Иоанн Предтеча, к слову, небесный покровитель царя Ивана Грозного – XVI века. К этому же периоду относится и Владимирская Богоматерь – вклад Малюты Скуратова в Иосифо-Волоцкий монастырь. Как и сама икона, её копия чудотворная. Впрочем, у каждого представленного здесь образа есть своя история.
Лариса Ларина, директор Новокузнецкого художественного музея: «Любая выставка, привезённая из московского музея, стоит очень дорого. Ориентировочная стоимость – от 2-х млн рублей и выше. Это организация, транспортировка, страховка. Мало провинциальных музеев могут позволить себе такую роскошь. Для нас эти выставки замечательны тем, что Министерство культуры в год культуры финансирует такие выставки, согласно указу президента».
Именно поэтому музейщики не стали повышать цены на билеты. А ещё и затем, чтобы все зрители смогли увидеть выдающиеся произведения русских иконописцев.