Музеи заказывали его картины еще в стадии написания
3 февраля 2010 Культура
Фонд Новокузнецкого художественного музея продолжает раскрывать свои секреты. Выдающийся живописец второй половины 20-го столетия Фолке Ниеминен создал громадную серию портретов, запечатлев на холсте образ своего современника.
Автограф на папке с репродукциями его работ – это знак особого уважения к сотрудникам Новокузнецкого музея. Успешный живописец приходит в большое искусство стремительно. Его работы сразу включают во всесоюзные выставки. А картины приобретают ведущие музеи страны. Хотя жизнь не всегда была лёгкой. Его отца, финского коммуниста, репрессировали накануне войны, и семья пережила тяжёлые годы.
Альбина Шадрина, искусствовед: «Нас, сотрудников НХМ, он принимал с большим теплом, по той простой причине, что его отец отбывал лагерную ссылку здесь у нас под Ленинском. Он даже говорил: «Вы мои родственники. Где-то там, в ваших краях страдал мой папа».
Большая часть жизни Ниеминена связана с Петрозаводском. Именно там он пишет серию работ, которую называет “Мой современник”. Это натуры чрезвычайно творческие – композиторы, артисты, художники. Привлекают Фолке Эновича и простые люди, добившиеся профессионализма в своём деле. Таков “Портрет мебельщика Стешева”. Особым даром и мастерством должен обладать художник, чтобы передать характер, настроение, и даже заглянуть в душу модели.
Второй предмет гордости музейного фонда – натюрморт “Дедова кладовая” или “Сумерки в старом доме”. То, что картина осталась в музее после выставки, заслуга Альбины Шадриной. Она написала заявку, не надеясь на ответ. Уж больно хороша работа, чтобы не принадлежать какому-нибудь музею.
Альбина Шадрина, искусствовед: «Прошло время, я уже и забыла, что эту заявку подавала. Через несколько месяцев получаем поездом ящичек, а в нем вот это полотно Фолке Эйновича Ниеминена».
В 83-м году художник покинул Россию, уехав на свою историческую родину – в Финляндию. Связь с ним прервалась. Уже нет возможности добавить к двум шедеврам еще что-нибудь из наследия автора, которому так интересен был человек.