ИСТОРИЧЕСКИЙ МОМЕНТ: зарождение угольной отрасли
15 марта 2016 Исторический момент
Первое изображение Кузнецка было опубликовано в 1692 году. Причем – не в России, а в Голландии! Дипломат Николас Витсен, друг Петра I, издал на своей родине книгу «Северная и Восточная Татария». Сам Витсен, хоть и географ, в Сибири никогда не был. Но благодаря своим связям и службе в московском посольстве, сумел собрать богатый материал о современной ему России и соседних странах.
Через 9 лет, в 1701 году в свет выходит чертежная книга Семена Ремезова. В ней есть не только схематичный рисунок Кузнецка, но и его окрестности. В том числе многочисленные деревни по берегам не менее многочисленных рек и речушек. К примеру, уже тогда на карте значатся деревни со знакомыми нам названиями. На берегу Кондомы есть поселение Атаманово, а неподалеку от Кузнецкого острога – на речке Чесноковка – деревня Телеуты.
О богатстве Кузнецкой земли в то время ходили легенды. Но в 17 веке больше говорили о «мягкой рухляди». Так называли пушнину. Особенно ценились меха соболей, бобров, чернобурых лисиц. Купцы скупали шкуры у местных охотников – коренных жителей и русских, обосновавшихся в Сибири, и обозами везли в центральную часть страны.
В 18 веке вектор меняется. В 1719 году, по распоряжению Петра I начинается изучение Сибири. В длительную экспедицию – на 7 лет – отправляется доктор, ботаник Даниил Готлиб Мессершмидт. В это же время поисками полезных ископаемых занимаются и русские первопроходцы. В числе которых Михайло Волков. Каменный уголь Мессершмидт и Волков находят почти одновременно: русский рудознатец – на севере современного Кузбасса, в районе нынешнего Кемерова, немецкий путешественник – месяцем раньше – на юге, в 25 километрах от Кузнецка, там, где «река Абашевая впадает в Томь».
ТАТЬЯНА КИРЕЕВА, ГЛАВНЫЙ БИБЛИОГРАФ ОТДЕЛА КРАЕВЕДЕНИЯ БИБЛИОТЕКИ ИМЕНИ Н.В.ГОГОЛЯ: «В 1721 году Мессершмидт в составе экспедиции посетил окрестности нашего города Кузнецка и обнаружил горящий уголь. Это место потом было названо огнедышащей горой Мессершмидта. В 2010 кемеровские ученые решили, что именно Мессершмидт открыл уголь в Кузбассе, а не Михайло Волков, и даже были предложения поставить памятник Мессершмидту в Новокузнецке».
[jwplayer mediaid=”132202″]
Кстати, первая лицензия на добычу угля в окрестностях Кузнецка была выдана еще в 1739 году известному заводчику Акинфию Демидову. У него были металлургические заводы на Урале и рудники по добыче золота, серебра и меди – на Алтае. А вот добывать уголь Демидов так и не начал. После его смерти, в 1745 году императрица Елизавета Петровна выкупила земли у наследников, и с тех пор они принадлежали помещикам Романовым.
В 1842 году геолог Петр Чихачев оценил запасы угля Кузнецкой котловины и ввёл термин «Кузнецкий угольный бассейн». Первое угольное предприятие на территории современного Кузбасса появилось в 1851 году. В 1912-м монопольное право на разработку угля получило франко-немецко-бельгийское акционерное общество «Копикуз» (Кузнецкие каменноугольные копи) . Планировалось строительство металлургического завода в Кузнецке, шахт, коксохимического завода и освоение Ерунаковского месторождения. Работа «Копикуза» не прекращалась ни после Октябрьской революции, ни во время Гражданской войны, когда Кузбассом управлял Колчак. В 1920 году «Копикуз» перестал существовать: его национализировали вместе со всеми угольными предприятиями Советской России.
А 90 лет назад, в 1926 году принято решение разместить в Кузнецкой котловине металлургический завод – будущий КМК. Для его проектирования в Томске создано Тельбесбюро. Оно заменило закрытый «Копикуз» и ведало всеми работами по созданию металлургической и угольной промышленности в Кузбассе. В Кузнецке представительство Тельбесбюро изначально обосновалось на улице Водопадной, а позже переехало на Левый берег, слившись с Кузнецкстроем.