Памятник шахтёрам в Междуреченске мог стоять на другом месте (сюжет)
12 августа 2014 День шахтера
Ни одна другая профессия в мире, за исключением разве что политиков, не удостоена такого количества скульптур и мемориалов. Больше всего памятников горнякам – в Украине, Казахстане и России. А, пожалуй, самое необычное мемориальное сооружение находится в Междуреченске.
[jwplayer mediaid=”110849″]
Это грандиозное сооружение, законченное в 2002-ом году, пережило немало критики. Главным образом – за смешение архитектурных стилей. Вот если разобрать композицию на составные части, всё окажется в принятых рамках.
Любовь Карнаухова, главный хранитель Междуреченского краеведческого музея: «Здесь мы видим фигуру шахтёра на переднем плане, который над головой держит уголь. А над ним зияет Око Судьбы, которое установлено на двух пиках. Обрамляют этот комплекс 2 пласта, которые имитируют вздыбленную землю, потревоженную геологами, шахтёрами».
Но позади этого олицетворения фатума и катастрофы – образ скорбящей женщины. Её скульптура, как и стилизованная часовня, сделаны по православным канонам. Подобные столкновения крайне рискованны. Среди немногих удачных специалисты называют старое здание гостиницы «Москва», где на одном фасаде – элементы конструктивизма и сталинского ампира. Есть даже красивый миф об отце народов, расписавшемся в центре эскиза с двумя вариантами. На самом деле казус произошёл по техническим причинам. Но в Междуреченске решение совместить 3 разных проекта приняли осознанно. Да ещё отстояли место будущего комплекса – на пустыре, рядом с городским парком.
Любовь Карнаухова, главный хранитель Междуреченского краеведческого музея: «Когда объявили конкурс на эскиз этого мемориала, отослали эту заявку в Москву. И за сам эскиз взялся Зураб Церетели. Но, посмотрев виды города – видеосъёмку, фотосъёмку – он выбрал совершенно другое место – на Лысой горе. Безусловно, это хорошее место, откуда виден весь город. Но, к сожалению, для междуреченцев оно было бы недоступным».
Не получив согласия на Лысую гору, столичный скульптор потерял к монументу интерес. В итоге за этот комплекс мы обязаны кузбасским авторам – Потехину, Сединину и Хмелевскому. Может быть, их детище и вышло спорным. Но как должен выглядеть «правильный» памятник погибшим шахтёрам, у большинства из которых даже нет могилы, блюстители стиля сказать не берутся.