Женщины-горняки спасли угольную отрасль (сюжет)
29 июля 2014 День шахтера
Новокузнецкие краеведы подготовили экспозицию, посвящённую женщинам-шахтёрам. В годы войны их немало трудилось на шахтах Кузбасса. Да и в других угольных регионах… Наравне с мужчинами они спускались в забой, ставили производственный рекорды и получали государственные награды.
[jwplayer mediaid=”109795″]
В русском языке словом «шахтёрка» сначала называли жену шахтёра. Добывать уголь до войны слабый пол не допускали. Если женщины и работали в отрасли, то под землю не спускались. Всё изменилось осенью 1943 года, когда вышел приказ о внедрении женского труда на шахтах. Следом появились дальновидные распоряжения об организации детсадов – прямо на угольных предприятиях. Впрочем, большинство новоявленных шахтёрок сами едва вышли из нежного возраста. А ударница Матрёна Родионова и в свои 30 лет больше напоминала подростка.
Пётр Лизогуб, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея: «Когда Матрёна Григорьевна пришла на участок работать навальщицей, то горный мастер, посмотрев на эту миниатюрную, хрупкую женщину, высказал большие сомнения: “Куда ты, девушка, идёшь? Проработаешь день, два, и тебя уже след простынет. Ты не выдержишь”».
Как они всё же выдерживали – непонятно. Но факты таковы: в годы войны на шахтах Кузбасса работало не менее 14-ти тысяч женщин. Каждая пятая – спускалась в забой. Большая часть шахтёрок занималась тяжёлым, неквалифицированным трудом, поскольку обучать их не было ни времени, ни смысла. Считалось, что в шахте они временно. Но угольная отрасль держалась на женщинах ещё 10 послевоенных лет.
Пётр Лизогуб, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея: «Механизации практически не было. Необходимо было уголь нагружать в вагонетки с помощью обыкновенной лопаты. Представьте – всю смену кидать уголь, затем откатывать эти вагонетки».
Матрёна Родионова, как и другие навальщицы, перекидывала за смену тонны угля. Гружёные вагонетки толкали вручную, поскольку колёса порой не крутились. На поверхность уголь поднимали лебёдками, но чаще – с помощью лошадей. Родионова оказалась отличным коногоном. В конце 1940-х годов ей присвоили звание «Почётный шахтёр». Женщинам такие награды доставались нечасто. Не те были должности. Но именно с появлением шахтёрок Кузбасс вышел из числа отстающих и начал перевыполнять план по добыче коксующихся углей.