Как в Кузнецке появилась железная дорога? (сюжет)
21 июня 2013 Все новости
«Новокузнецк главный» – так называется новая рубрика, которая будет выходить в «Новостях 10 канала» каждый четверг. Посвящена она как юбилею области, грядущему юбилею Новокузнецка, так и профессиональному празднику – Дню железнодорожника, который будет отмечаться в Южной столице. И кому, как не профессионалу, рассказать об этом?! Вот и работают над рубрикой двое ведущих: начальник железнодорожного вокзала Новокузнецка Ирина Костик и наша коллега Юлия Костина. Итак, 1-ая серия – зарождение железной дороги в Сибири и провинциальном Кузнецке.
Ирина Костик, начальник железнодорожного вокзала Новокузнецк: «Здравствуйте, меня зовут Ирина Костик, я 25 лет жизни посвятила железной дороге, я очень люблю её и многое знаю о ней – этим и хочу с вами поделиться. Сегодня мы вас приглашаем в путь-путешествие по кузбасской железной дороге. А началась она, как и многое в нашем регионе, благодаря углю».
А вообще всё началось с Транссиба – это магистраль, которая более 100 лет назад прошла почти через всю страну. Масштабная стройка соединила Урал и Тихий океан, дала 2-ую жизнь многим городам и областям.
Но вот по территории нынешнего Кузбасса Транссиб не прошел. Провинция – что тут делать? Самой близкой на этой магистрали для города Кузнецка была станция Болотная (под Новосибирском). Чтобы добраться до нее из Кузнецка, запрягали лошадей в повозки. И неизвестно, когда бы у нас появилась железная дорога, если бы не залежи каменного угля и железной руды. Всё изменилось в начале прошлого века.
Наталья Степанова, директор научно-технического музея им. И. П. Бардина: «Акционерному обществу “Копикуз” было выдано монопольное право на использование и разведку Кузнецкого каменноугольного бассейна. Они начали здесь крупнейшее железнодорожное строительство».
«Копикуз» расшифровывается как Кузнецкие угольные копи. Сам царь Николай II подписал создание акционерного общества в 1912 году. «Копикуз» активно осваивал богатства – строил шахты, но и о железной дороге не забывал. Ведь уголь на лошадях далеко не увезешь. Первой стала станция Кольчугино (нынешний Ленинск-Кузнецкий) – отсюда и пошло название всей железной дороги – Кольчугинская.
Петр Лизогуб, заместитель директора Новокузнецкого краеведческого музея: «Строительство железной дороги шло этапами или участками. 3-ий этап кольчугинской железной дороги должен был пройти от станции Усяты (Прокопьевск) до станции Кузнецк».
В новокузнецких музеях чудом сохранились немногочисленные документы и фотографии, даже деньги и акции – хотя главная контора «Копикуза» была в Кемерове, но открыли отделение и в Кузнецке. Планов было много.
Исторический факт – в районе Форштадта 100 лет назад была ул. Железнодорожная. Где-то на углу стоял дом купца Лоншакова, в котором работали геологи «Копикуза». Вот они редкие, на вес золота фотографии – все начальство. Они собирались строить дорогу до Кузнецка и до Тельбесского месторождения. Все прервала революция. Дорогу построили намного позже. Эта улица сейчас носит название Байкальская, о «Копикузе» здесь никто не помнит.
«Здесь протекает ручей, а чуть подальше он образует водопад. Там лежат уже окатанные бочки с взрывчаткой в виде кладок яиц. Когда местные жители их находят, то считают, что этой яйца динозавров».
С историком Юрием Шириным мы уехали за 30 км от Новокузнецка, в сторону Сосновки и деревни Букино. Здесь 100 лет назад инженеры «Копикуза» изучали местность и собирались прокладывать железную дорогу от Кузнецка до Тельбесского месторождения железной руды. Даже взорвали полгоры. Строительство прервала революция, а вот закопанный склад стройматериалов, ров, укрепление и траншея остались. Местные жители иногда находят это место и думают, что здесь был Кузнецкий острог, да и не только это.
Юрий Ширин, историк, заместитель директора музея-заповедника «Кузнецкая крепость»: «Лет 15 назад, когда нами закладывался разведочный раскоп, мы нашли слои известки. Это не просто строительный материал, это склад стройматериалов и взрывчатки для тех, кто строил железную дорогу под этой горой – она известна как Красная горка».
Еще один исторический факт – вариантов строительства железной дороги внутри Кузнецка было много. Вот в наших руках оказалась карта 1913 года. Здесь предлагается провести железную дорогу даже через верхнюю Островскую. Если бы это случилось – Кузнецкую крепость смели бы с лица земли. Хорошо, что идея не воплотилась в жизнь.
А вот реальная история – паром через Томь. Когда-то эта река была судоходной. Ни одного моста и никаких рельсов – поэтому переправляли горожан и путешественников через реку и соединяли берега именно паромщики. Но это уже совсем другая история.
Ирина Костик, начальник железнодорожного вокзала Новокузнецк: «Через Томь много лет спустя всё-таки построили железнодорожный мост. На этой мотрисе мы и отправимся дальше – по рельсам. О мосте, и о том, что такое мотриса, мы расскажем вам позже – в наших следующих сериях».
Новые факты и легенды из истории нашего города ждут вас в следующий четверг. Смотрите рубрику «Новокузнецк главный» в «Новостях 10 канала» каждую неделю!
Лев
Ж/Д провели бы не через крепость, а у подошвы горы, как обычно проводили. И это на карте хорошо прорисовано. Не по болоту же вести!