Просинец
18 января 2013 Все новости
Так древние славяне называли ясно-морозный январь, когда солнце пронзительно проступает сквозь студеное марево-покрывало хозяйки зимы и богини смерти Мары и аж дух захватывает от этой пугающей красоты.
Просинец – это время, когда Правь, Явь и Навь сходятся на земле вместе и можно просить и спросить о самом заветном – ведь навья нежить, знающая прошлое, ведающая будущее, исполняющая желания (конечно, не бесплатно!), вылезает из невидимого мира духов и мертвецов, чтобы погреть свои косточки на ярком зимнем солнышке.
Но и мир небесный, где правит единая и множественная Сварга, тоже становится ближе – так, что кажется, можно рукой достать каждую его звездочку-слезу! С каждым днем он прибывает светом, рождая в глубине деревьев, зачарованно стоящих в ледяных лесах, пока еще совсем слабое первое шевеление сока…
Вот такой это странный и страшный месяц – похожее время, пожалуй, наступает только сразу после летнего солнцеворота, когда двери между тремя мирами снова широко распахнуты и можно всё найти и всё потерять. Оно стоит как раз напротив месяца просинец – в славянском календаре Коло Свароже, означающем годовой круг небесного огня, названного так по имени и сути верховного бога древних славян Сварога, что родил бога солнечного света, молитвы к которому начинались простенько, но весьма сакрально: «Дай Боже!»
А как раз накануне православного Крещения наступает время, посвященное многомудрому Интре – повелителю змей и туч, колодцев и источников (то есть прирученной людьми водной стихии!), обитающему в мире мертвых, но сражающемуся за мир живых. Темной ночью, когда солнце покидает небо, Интра является из подземного царства, и тогда колдуны заговаривают дымоходы, через которые Навь проникает в дома.
Интра – сын изначального творца и отца Дыя (Сварог – одно из его более поздних имен) и богини-коровы Земун. Всего же было две пары братьев – бог подземного навьего солнца Кощей вечно бился с солнцем Яви Дажьбогом, а Интра еще с начала времен конфликтовал со змеевидным царем подземья и повелителем мировых вод Ящером. По другой интерпретации, было только два брата – небесный огонь Сварог и огнедышащий змей Велес, хозяин воды. А все остальные боги – просто их проявления, потому что кто там кому отец, сын и навий дух – ни Дыя не разберешь!
Впрочем, вполне возможно, что огонь и вода – всего лишь части единого и неделимого, но при этом множественного и вечно меняющего лица первичного хаоса, который в одно прекрасное мгновение взял и сам себя организовал, создав вселенную такой, какой мы её знаем.
Тут очень интересно про небесную корову Земун (она же одна из личин Любви-Лады), которая была покровительницей скота и земли, а еще богиней любви и красоты, кормилицей Велеса (Интры?! Сварога?! Дыя?!), и чье молоко питало Млечный путь небесного Ирия. Никого не напоминает? Маленькая подсказка: в древнеегипетской мифологии тоже была мать, дочь и жена богов с коровьими рогами, родившая солнце и имевшая те же функции, что и древнеславянская Лада. Её звали Хатхор. Хотя это тоже не имя, а, скорее, наименование статуса. «Хат-Хор» – это дом Хора, солнечного бога, бывшего её сыном (по другой интерпретации – супругом, а то и отцом). Поэтично, правда? И весьма натуралистично – ведь материнское чрево по сути на протяжении девяти месяцев и есть дом каждого новорожденного!
В глоссарии древнеегипетской Хатхор значилось множество имен и функций. Она была всеобщей матерью Мут и звездно-небесной дугой Нут, но это позже. А сначала – женскими змееголовыми (опять змеи!!!) ипостасями первичного бездонного океана Нун (Нунет), бесконечного времени Хук (Хукет), бессветной тьмы Кук (Кукет) и не имеющего образа пространства Амон (Амонет). Эти четыре пары, объединявшие оба начала, которые необходимы для производства жизни, дали жизнь Атуму (тайному, скрытому, невидимому) – свету и творцу новой вселенной.
А новорожденный, возникший из первичного хаоса в образе змея (снова змей!), увидел в этой без-дне, бес-конечности, бес-светности и без-образности… собственное отражение и позвал его (её!) – тем самым Словом, из-за которого и появился наш мир. Он сказал: «Иди ко мне!», и этот страстный зов родил еще одно воплощение Хатхор – движение-влагу-огонь Тефнут и её мужскую половинку пространство-воздух Шу, у которых в свою очередь и родилась небесная Нут и её близнец (земля Геб).
Так что славянская Лада – суть животворящая энергия любви и женская ипостась творца всего сущего Рода, мать мира и богородица, она же небесно-звездная корова Земун и Мать сыра земля – это Хатхор и есть! Причем космогонии обоих народов, один из которых родил Ладу, а другой – Хатхор, совпадают даже в деталях…
Еще по ту сторону творения, как об этом говорится в древнеегипетских космогонических текстах, абсолютно без формы, времени, света и образа-имени существовало хаотичное Ничто – так сказать, первичный потенциальный Отец, он же Мать, так как все демиурги древних космогоний соединяли в себе мужское и женское начало, созидательные и разрушительные силы. У славян это был Дый, у египтян – Пта, а если учесть, что в письменности древних вообще-то не было гласных, то в египетском звукосочетании «пт» явственно слышится славянское «ды»!!! Но однажды, непонятно по какой причине, этот вечный и бесконечный хаос пожелал сотворения мира, и это желание – любовь! – с помощью мысли и языка (слова!) превратило Ничто в Нечто.
У древних египтян дрейфующие в бесформенном и беспроглядном водном пространстве, но уже обращенные к рассвету Нун, Хук, Кук, Амон и отъединившиеся от них в виде змей женские ипостаси Нунет, Хукет, Кукет, Амонет произвели Яйцо, которое поместили на появившийся из воды холм. Там из него вылупилось солнце, родившее богов-близнецов, функционально отвечающих за общее мироустройство (пространство и время, движение и порядок, небо и землю, жизнь и смерть и т. д.).
У древних славян мир в начале времен пребывал во тьме, но Всевышний явил золотое Яйцо, в чьей скорлупе был заключен родитель всего сущего Род, имевший еще неразделенные мужское и женское начало, светлую и темную силы, которые, разъединившись, обрели собственные имена – Сварог и Лада, Белобог и Чернобог. С помощью любви – Лады-матушки, бывшей его матерью и дочерью, сестрой и женой, а на самом деле им самим, одновременно и частью, и целым, его женским «я», его желанием, способным рождать новые вселенные! – Род разрушил свою темницу и породил небесную Правь, земную Явь и потустороннюю Навь, кои заключают в себе бесчисленное множество звёздных и «параллельных» миров, а также нашу землю.
А потом – уже в виде собственной мысли, принявшей образ ходящего по небу огня Сварога! – довершил творение, сварив-сварганив всё, что явно, то есть находится в земном мире. От Сварога и Лады пошло множество других богов и богинь, но все они являлись проявлениями разделившегося на две половинки первичного Атума – ой, простите, Рода! – хотя каждый, как и в древнеегипетской, если не понимать этого фундаментального принципа, офигеть какой запутанной мифологии, имел собственный характер и функции.
Кстати, в некоторых фольклорных источниках Род, изображавшийся в сакральных текстах в виде спирали (никого не напоминает?!), имел образ… змея (опять!), дремлющего, обвившись вокруг ствола мирового дерева, соединяющего Правь, Явь и Навь и стоящего в океане на острове Буяне, до которого ни доплыть, ни добраться.
Считается, что все древние народы (египтяне со славянами – не исключение) по своим религиозным убеждениям были политеистичны, то есть верили во множество богов, каждый из которых представлял какую-то пугающую и/или благостную земную стихию.
Поэтому, мол, Эхнатон, пытавшийся привести древнеегипетский пантеон к единому знаменателю в виде культа Атона, и Красное Солнышко Владимир, крестивший древнюю Русь, реформировали религии собственных народов довольно кровавыми способами.
Да, кровь и резня действительно были, но это, скорее, вопросы политики. С мифологией же всё и всегда состояло в полном порядке, потому что, по сути, она была вовсе не политеистичной, а я бы сказала – синонимичной. То есть имело место изначальное единобожие, но этот единый бог, просто обладавший множественной природой, назывался множеством имен-синонимов, хоть и звучавших по-разному, но означавших абсолютно одно!
Так что первичный океан Нун, строитель вселенной Птах, скрытый Атум, солнце Ра, бог мира мертвых Осирис, его сыновья шакал Анубис и сокол Хор и даже предавший брата Сутех – это одно и то же удивительное существо, чье женское начало просто проявлялось в образах коровы Хатхор, бегущей по небу огнем и влагой Тефнут, покровительницы мертвых Селкет, великой чарами Исиды, змеи Ет, красной кобры Уаджит. Это в Древнем Египте.
А у древних славян таким богом – единым в бесчисленных лицах – был Дый, он же Род, Сварог, Велес, Ящер и Кащей, громовержец Перун и колдун-оборотень Волх, а еще его отец Интра, а также Лада и Земун, Макошь и Мать-сыра земля, зима Мара и весна Порвата, Жива, Леля, Дана.
Конечно, всё это только вопросы веры – Аллах или Будда, Пта или Вишну, древнеславянская троица Дый-Лада-Род или «Роза Мира» Даниила Андреева, искусственно создавшие Солнечную систему «зеленые человечки» или бозон Хиггса. Но мир, который нам подарен тем, во что мы верим, не может не изумлять! Стоит только поднять глаза – в пронзительное марево зимнего месяца просинец…
На зимнем небе звезд не счесть. И пальцы холодны от ветра. И всё хорошее, что во вселенной есть, не может так остаться – без ответа. И снег, летящий в детское лицо, и сквозь ресницы синее сиянье, и свет от фонарей, дрожащих, как перо, какими пишутся все книги мирозданья.